Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х
Фото

архивы пресс-служб, коллаж: Александр Чатикян

Создатель главного петербургского медиа

Андрей Константинов родился в 1963 году — его родителями были студенты Технологического института в Астраханской области. Пойти по их стопам и стать, как отец и мать, сотрудником научно-исследовательского института или инженером Константинов не захотел — и после окончания школы перебрался в Ленинград. Там он поступил в Ленинградский государственный университет и окончил факультет востоковедения, а затем стал переводчиком с арабского языка.

До того как стать журналистом, Константинов в качестве сотрудника Министерства обороны СССР побывал на Ближнем Востоке — в Южном Йемене и Ливии, которая в восьмидесятых годах находилась в конфликте с США.

Разорвать отношения с Минобороны Константинов решил в 1991 году — и тогда же он начал работать как корреспондент ленинградского журнала «Смена». Уже через несколько лет журналист стал отвечать за отдел криминальной хроники в «Смене» и работать и с другими изданиями — например, «Комсомольской правдой». В начале нулевых Константинов окончательно закрепил свой статус как журналиста, основав санкт-петербургское интернет-издание «Фонтанка», которое продолжает работу и сегодня.

Энциклопедия постсоветской России

Вместе с журналистской деятельностью Константинов занимался и литературой. Его главным детищем стал цикл из 12 книг «Бандитский Петербург», в основу которого легли как личный опыт участия в военных конфликтах и работы с армией, так и наблюдения за событиями в стране после развала СССР, детали которых часто попадали в сводки криминальной хроники.

Герои «Бандитского Петербурга» — жители постсоветской России: сотрудники правоохранительных органов, бизнесмены, криминальные авторитеты и преступники, юристы, обычные граждане.

Константинов подробно рассказывает о том, какой была их жизнь после 1991 года и как одним удавалось сохранить человечность, а другим — нет

Работа над «Бандитским Петербургом» началась в первой половине девяностых. В те годы Константинов сделал перевод шведской книги «Преступный мир в России», которая оказалась популярной — ее успех показал, что ниша криминальных произведений на российском литературном рынке практически свободна. Позднее с ним связался режиссер Валерий Огородников, предложивший Константинову за деньги написать синопсис для фильма «в духе „Однажды в Америке“». Журналист согласился — и так «сценарий» будущей картины превратился в цикл из 12 книг.

«Я придумал историю, и она была в голове как фильм, и я просто его записывал», — вспоминает Константинов работу над книгами. Первая часть — «Адвокат» — вышла вместе с избранными криминальными статьями Константинова для «Смены» и мгновенно стала бестселлером. «Это затягивает, становится интересно, — признавался журналист. — У меня получилась на несколько лет ситуация, что днем я занимался обычными делами, был журналистом, а вечером и по выходным писал. Продолжения выходили все время».

На фоне успеха серии Константинову предложили сделать экранизацию романов — и так появился сериал «Бандитский Петербург», снятый Владимиром Бортко. Главные роли в нем сыграли Дмитрий Певцов, Армен Джигарханян, Ольга Дроздова, Александр Домогаров и Алексей Серебряков. Сериал мгновенно стал успешным, а сегодня считается таким же культовым, как и вышедшая в те же годы «Бригада».

«Эстетика девяностых сейчас на волне»

Ксения Балюк, кинокритик

«В цикле документальных очерков «Бандитский Петербург» Андрей Константинов переосмыслил девяностые, выдав честный взгляд на сложный и неоднозначный период. Ценно, что несмотря на яркий эмоциональный отклик, критический взгляд на события и явления того времени создал своеобразный фрейм для понимания состояния общества и человеческих отношений.

Когда книги стали основой одноименного сериала двухтысячных, ретроспективы недалекого прошлого, то пережившие «лихое десятилетие» еще раз увидели происходящее со стороны.

Не будет преувеличением сказать, что сериал во многом сформировал мировоззрение поколения

Для более молодых читателей и зрителей «Бандитский Петербург» ценен тем, что он способствует повышению осведомленности о том, что происходило в девяностые, и развивает интерес к социокультурным аспектам.

Влияет ли «Бандитский Петербург» на современную поп-культуру? Кажется, что говорить о таком прямом влиянии не вполне корректно: эстетика девяностых сейчас на волне и в кинематографе, и в музыке, и в моде, и в видеоиграх. Связана эта волна с тем, что нынешние тридцати-сорокалетние ностальгируют по детству и юности, и условное «Слово пацана» скорее обязано своим появлением этой ностальгии».

Ксения Балюк

Кинокритик, автор телеграм-канала «Што это было», автор Okko, Ведомости.СПб

Личный сайт