Наше тело — целая наука
Еще в 1950-е годы Полем МакЛейном, американским нейрофизиологом, было обнаружено, что эмоции возникают в специальных структурах мозга. Ученый назвал их лимбическими структурами — это подкорковые образования, например, миндалина, перегородка мозга и другие. В них возникает эмоциональное возбуждение, которое как волна потом распространяется на самые разные отделы центральной нервной системы. Импульс поступает на кору, спинной мозг, а потом охватывает вслед за центральной нервной системой и периферическую нервную систему, включающую самые разные органы. Именно поэтому, например, когда мы в стрессе, могут дрожать руки, крутить живот или учащаться мочеиспускание. Иными словами, каждая клетка реагирует на наши эмоции.
Самое интересное, что одна и та же ситуация у разных людей может вызывать различные эмоции. Все дело в том, что наш организм сравнивает результаты деятельности с ожиданиями, если они не совпадают — это негативный сценарий. Помимо этого у каждого человека в определенный момент действуют разные мотивации для выживания. Так организм через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют его к условиям жизни.
Цвет неразрывно связан с эмоциями
За восприятие цвета в нашем теле отвечают колбочки. В глазу человека их около 7 миллионов. В самой чувствительной части сетчатки каждая колбочка соединена с отдельной передающей клеткой, посылающей сигнал в мозг — можно сказать, что это своеобразный телеграф. Как и в фотоаппарате, колбочки бывают трёх разных типов — те, что воспринимают красный, зелёный или чувствительны к синему цвету, при этом их диапазоны улавливания света очень широки. Из комбинации сигналов колбочек мозг улавливает цвет и делает выводы.
Ассоциации могут вызывать те или иные эмоции. Так, например, ученые провели масштабное исследование и выяснили, что люди 30 национальностей, живущие на шести разных континентах и говорящие на 22 языках, соотносят цвета с одними и теми же эмоциями. При этом есть, как национальные стереотипы, например, «зеленая зависть», так и стандартные ассоциации. Так наиболее распространенными стали следующие пары цветов и эмоций: черный и грусть, страх или ненависть, красный и любовь или злость, розовый и любовь, радость или удовольствие, серый и грусть или разочарование, желтый и радость, оранжевый и радость или веселье, белый и облегчение.
Взаимосвязь цветов и эмоций серьезно изучалась учеными. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт описал взаимосвязь ощущений и чувств и провел анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов.
Он сравнил действие цветов и звуков на психику человека и выявил, что у первых есть неоспоримые преимущества за счет своей пространственной стабильности и синхронности восприятия. В итоге Вундт выяснил, что цвет как раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию у человека, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний.
Исследования Вундта и многих других ученых легли в основу идеи арт-терапии. Психологи и психотерапевты часто работают с пациентами и помогают им переносить свои эмоции на холст. Часто чувства сложно проговорить, но можно придать им выражение с помощью рисунка в виде форм и цвета. Инструмент помогает исследовать как ментальные, так и физические аспекты здоровья вроде рисунка своей боли. Арт-терапия также используется и для диагностики и поиска различных проблем. К примеру, специалист может попросить нарисовать ребенка свою семью, чтобы увидеть, есть ли какие-то нюансы, с которыми стоит работать.
Новые источники и новые технологии
Современные технологии работают с эмоциями и цветом. Международный онлайн-институт психологии «Smart» разработал NFT картинки, которые могут стимулировать различные ощущения. Над проектом работали арт-терапевты и нейропсихологи, объединившие психологию и дизайн. В итоге были созданы изображения, которые способны оказывать воздействие на ЦНС человека с помощью цветовых оттенков.
Специалисты постарались передать ощущения спокойствия, энергичности, свободы, бодрости, и концентрации. Результат исследований позволяет каждому человеку выбрать то, что ему необходимо в данный момент и почувствовать это.
Реклама.