«Однажды в сказке»: читаем ребенку вместе с Людмилой Петрановской

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал Пушкин. Психологи сегодня согласятся с поэтом — уроков из сказок можно вынести немало. Специалисты утверждают, что сказочные сюжеты отражают коллективное бессознательное, их называют воротами в мир нашей психики — в любом случае все согласятся, что эти истории нужны каждому.

Бывает, что ребенок «залипает» на одной книжке. Почему? Как считает психолог Людмила Петрановская, любимая сказка ребенка — та самая, которую он уже знает наизусть и снова просит прочитать ему на ночь — отвечает скрытой задаче его роста. Тому периоду и ситуации, в которых он находится сейчас.

  • Так смелость и находчивость Мальчика-с-пальчик может вдохновить ребенка на первые шаги в неизвестный ему мир — например, когда он начинает ходить в детский сад.
  • История о живой и мертвой воде способна помочь принять мысли о смерти домашнего питомца.
  • А сказка о Золушке или Спящей красавице что-то подскажет девочке, которая пытается представить, что она вырастет и будет ждать любви либо отправится на ее поиски.

И даже если родители не догадываются, что происходит внутри у сына или дочки, что впечатлило или с какой ситуацией нужно справиться, «им нужно лишь рассказать или прочитать — и сказка сама все сделает. При этом — сделает только то, что нужно. Если вдруг ребенку не пришло еще время думать о смерти, он послушает ту же самую сказку просто как историю с интересными приключениями и поразительными чудесами.

Каждый может усвоить из нее ровно столько намеков и уроков, сколько нужно именно ему и именно сейчас

Поэтому не стоит бояться, что она на ребенка «не так» повлияет, «не тому» научит или напугает — ей так много лет, что все лишнее уже ушло, осталось нужное и важное», — пишет психолог.

Людмила Петрановская составила свою подборку сказок для родителей и детей. И сопроводила их пояснениями о том, ему у них можно научиться, как тот или иной сюжет описывает становление человека, его жизненные выборы, опасности на его пути и источники помощи. А уж насколько глубоко вы готовы погрузиться в глубинные смыслы каждой истории — решать вам и вашему ребенку. Сказка даст каждому то, что он сейчас ищет.

книга
«Читаем и развиваемся с психологом. Однажды в сказке» Людмила Петрановская (АСТ, 2021)

Фрагмент книги

«Сказка говорит с нами о самых важных темах и вопросах: о любви и смерти, добре и зле, о верности и предательстве, о таланте и мужестве. Говорит, не рассуждая и не поучая, а погружая в свой мир, в свое действие. Потому что это как раз те вопросы, о которых нет смысла просто рассуждать. Их нужно проживать.

Нельзя говорить о добре и зле, не прочувствовав сердцем их вечную схватку и не сделав свой выбор в этой борьбе. Нет никакой ценности в разговоре о предательстве и прощении, если тот, кто говорит, не знает, что это за боль и что это за труд.

Герои сказок по ходу действия учатся всему тому, чему нужно научиться в жизни каждому человеку: нарушать запреты и нести за это ответственность, уходить из дома и возвращаться в него, отличать врагов от друзей, помогать и принимать помощь, терпеть невзгоды и преодолевать трудности, использовать свой шанс и не бояться невыполнимых заданий.

Им приходится освоиться с мыслью о том, что не всем и не всегда можно верить и победа может вмиг обернуться поражением (как и наоборот). И что есть дороги, которые ты можешь пройти только сам, и не помогут ни родители, ни друзья, ни положение в обществе.

Там, в темном лесу, перед страшной избушкой, равны и Иван-царевич и Иван — крестьянский сын

Важно только одно: что за человек и чего ради идет по своему пути. И именно сказка, прежде всех религиозных и философских учений, сообщает человеку важную весть: как бы ни было страшно и одиноко входить в мертвый лес, это еще не конец. Там, за ним, есть тридевятое царство, в котором много чудес и опасностей, зато и жар-птица встречается.

У сказки, по крайней мере народной, древней, всегда хороший конец. Герой побеждает, зло наказано, победа признана, свадьба сыграна. Взрослые усмехаются: «так только в сказках бывает». А может быть, сказка не про то, как «бывает»? Может быть, она про то, как устроен мир?

Вот ведь шахматные правила не меняются же оттого, что кто-то играет плохо, а кто-то жульничает, а кто-то вовсе махнул рукой и сдался. И если не получается поймать свою жар-птицу или найти суженого, то, может быть, дело не в том, что нет в мире ни добра, ни любви, ни волшебства? Просто когда-то у какого-то камня на перепутье человек выбрал не свой путь. Или не помог птенцу, выпавшему из гнезда. Или так никогда и не вошел в запретную комнату, чтобы узнать тайну. Или не решился сразиться с драконом ради любимой.

Как теперь узнать? И можно ли исправить? Сказка подскажет».