Сюжет фильма
В центре внимания Питер (Хью Джекман) — успешный бизнесмен, который достиг небывалых высот в родном Нью-Йорке и готовится занять престижную политическую должность в Вашингтоне. Мужчина гармонично балансирует между профессиональной жизнью и семейной, живет в центре города в безупречной квартире с прелестной молодой женой Бет (Ванесса Кирби). У них идеальный младенец, который все время сладко спит и совсем не плачет. Плюс ко всему, Питер хорош собой — красивый спортивный мужчина с ослепительно белыми зубами и подозрительно глубоким загаром.
На идеальном внешнем фасаде Питера начинают обнаруживаться внутренние трещины, когда к нему с тревожными новостями приходит бывшая жена Кейт (Лора Дерн). Оказывается, их 17-летний сын Николас уже месяц не ходит в школу — скорее всего, подросток страдает депрессией. Отец берется помочь: предлагает сыну пожить у него, определяет в новую элитную школу и к психологу. Пойдет ли на спад депрессия благодаря близости с родителем, или пребывание в новой семье отца только усилит душевную боль подростка?
Главный конфликт героя
Перед зрителями современный мужчина, мечущийся между прежними представлениями о патриархальном герое-добытчике и нынешними требованиям эмпатичности и душевности. Важный внутренний конфликт, который решает Питер, заключается в поиске баланса между внутренними требованиями к себе как к мужчине и внешними представлениями о мужественности вообще, об отцовстве в частности.
Безусловно, на становление Питера повлиял его собственный отец, но доволен ли он этим авторитетным воздействием и готов ли его передать своим сыновьям? Питер находится где-то посередине этой меняющейся цепочки мужских идентичностей — между своим строгим патриархальным отцом и чрезмерно уязвимым безжизненным сыном-подростком. Главный драматический нерв фильма — в поиске ответа на вопрос: как дать адекватное продолжение мужскому роду в современном мире?
Новый тип киногероя: драматургическая и психологическая арка мужских персонажей
Долгое время образ мужчины в кинематографе тесно ассоциировался с успехом и властью, с большими деньгами и героическими поступками, гоночными машинами и молодыми любовницами. Но в последние годы количество властных и самодовольных альфа-самцов, а также скупых на эмоции героев-завоевателей пошло на спад.
Появляется все больше фильмов, где развеиваются мифы о маскулинности и гендерных стереотипах. Мужчины на экранах все чаще плачут и рефлексируют. Киногерои находят новые проявления мужественности и предстают в иных амплуа: эмпатичного семьянина, полного чуткости и нежности; главы семейства, ставящего семью превыше карьеры; замкнутого индивидуалиста, не стремящегося никого спасать; или простого парня, не готового никому доказывать свою власть и силу.
Кинотенденции, как правило, лишь описывают то, что происходит в реальной жизни
Бесспорно, гендерные стереотипы отступают и образ современных мужчин претерпевает изменения. Одни называют это кризисом маскулинности, другие — метаморфозами мужественности, третьи ведут разговоры о затухании мужской идентичности. Причин тому множество: это волны феминизма и движение #MeToo, пересмотр гендерных и социальных ролей.
Изменилась не только этическая парадигма, но и техническая. В техногенном обществе необходимость в физической силе стала гораздо меньше. Новые реалии порождает новый тип внутреннего конфликта — «что значит теперь быть настоящим мужчиной», когда соответствовать старым, но все еще доминирующим представлениям о мужественности уже кажется не актуальным.
Хью Джекман: путь от супергероя Росомахи до уязвимого мужчины Питера
Главную роль в «Сыне» исполнил австралийский актер Хью Джекман, который когда-то прославился ролью Росомахи — самого популярного супергероя из вселенной «Людей Икс» — физически сильного, агрессивного, неуязвимого человека из стали с металлическими когтями, вырастающими из рук. Брутальный герой начала 2000-х гг., не знающий слабостей и сомнений, менялся и очеловечивался даже по мере разворачивания каждой следующей части блокбастера.
Супергерои тоже стареют, а их супергероизм устаревает — Росомаха тому подтверждение. Все, что в нем было «сверхмужественное», ушло, осталось человеческое. В последнем фильме героя Хью Джекмана почти не называют Росомахой, он там «Логан». И у него все как у людей: заботы и о дочери, и о стареющих родственниках, возможность быть слабым и ранимым, страдать от бессонницы и приглушать стресс алкоголем. Персонаж прощается с важнейшим свойством токсичной маскулинности — неуязвимостью. За маской супергероя проступают душевные и физические раны. Заключительный фильм стал практически исповедальной рефлексией о жанре: мир изменился, Росомаха чувствует себя в нем ненужным.
Фильм «Сын» — это нечто совершенно новое для актерской карьеры Джекмана, но все же продолжающее заданную в фантастических блокбастерах траекторию поиска новой мужской идентичности. Так кто он, мужчина XXI века? Мифический герой блокбастеров или обычный современный обыватель? Уязвимый и рефлексирующий или всесильный и бесстрашный?
Фильм Флориана Зеллера хорошо подчеркивает те послабления, которые получили мужские киноперсонажи. Здесь есть место проявлению мужской хрупкости, выражению разных эмоций, в том числе уязвимости, слабости, страданий; переживанию неудач и разочарований в себе.
Отец: его роль и место в быстро меняющемся мире
На экране зрителям представлены сразу трое сыновей в диапазоне от младенца Тео до зрелого и состоявшегося пятидесятилетнего Питера, все еще остающегося в сильной зависимости и обиде на своего собственного отца.
«Отделение подрастающего индивида от авторитета родителей — один из самых необходимых, но и самых болезненных результатов развития», — писал Фрейд. Но как отделиться подростку Николасу от отца, если его отец до сих пор тесно связан гнетом обид и претензий с собственным отцом? И можно ли вообще быть родителем, не впуская в отношения с ребенком свою детскую боль и взрослую несостоятельность?
Питер — человек с полным набором социальных благ и привилегий — успешная работа, карьерные перспективы, финансовое благополучие. Необходимый джентльменский набор прежних мужских достоинств при нем. Кроме того, и новые проявления чуткости и эмпатии тоже есть в его душевном арсенале.
Он охотно участвует в семейных делах и воспитании детей, чем старается отличаться от своего собственного отца
Находясь где-то между собственным строгим патриархальным отцом и чрезмерно уязвимым безжизненным сыном-подростком, Питер ищет ответ на главный трагический вопрос этого фильма: как дать продолжение мужскому роду в современном мире?
Старший сын впал в депрессию после того, как родители развелись. Он совершенно утратил интерес к жизни и винит себя в том, что отец бросил его мать и теперь живет с молодой женой и новорожденным сыном. Чтобы помочь сыну справиться с депрессией, отец приглашает Николаса пожить у себя. С появлением подростка в доме у Питера оживает и его собственный пубертат — опыт недостаточно хороших отношений со своим отцом, потеря матери, обиды и раны, которые так и не зажили с подростковых лет.
Патриархальный отец семейства
Любой родительский опыт, будь то отцовский, будь то материнский, — это опыт трех поколений. Отношения отца со своим ребенком нельзя рассматривать отдельно от отношений отца со своим собственным отцом.
Отца Питера играет великолепный Энтони Хопкинс (как и в предыдущем фильме Зеллера). Зрителям показана всего лишь одна короткая сцена с отцом, но она смыслообразующая. Перед нами архетипический глава патриархального семейства, который привык подавлять близких и подчиненных, ведь считает, что авторитет и строгость идут только во благо. Он не думает про то, что может кого-то ранить, он не показывает уязвимости, не проявляет слабости. Встреча Питера с отцом добавляет необходимый контрапункт — персонаж становится понятнее и правдоподобнее именно в сравнении с отцом, на которого он так старается не быть похожим.
Становясь родителями, мы так или иначе идентифицируемся или, наоборот, контридентифицируемся с собственными первичными объектами. Стараемся быть похожими на мать или отца. Или в своем родительском опыте проявляем совершенно противоположные качества, если в детстве испытывали к первичным объектам много враждебных амбивалентных чувств.
Нередко человек вступает в родительскую роль с бессознательным желанием воспроизвести свои старые конфликты и благополучно разрешить их. Или компенсировать за счет этих отношений свою собственную нехватку. Например, Питеру очень не хватало в подростковые годы чуткости и эмпатии отца. Однако мы видим, что, как бы Питер ни старался быть противоположностью своего отца, заботиться и проявлять заботу о страдающем сыне, Николас обвиняет отца ровно в том же, в чем Питер обвиняет своего. Травма не разрешается, конфликт передается из поколения в поколение.
Роль и функция отца
Фигуре отца обычно уделяют меньше внимания, чем фигуре матери, хотя она очень важна. В психоаналитической парадигме отец — это третий, который помогает ребенку отделиться от матери и выйти из симбиотического слияния с ней. Мы видим, как недостаток отцовского внимания, справедливого отклика и отзеркаливания со стороны Питера приводит взрослеющего Николаса к депрессивному эпизоду. Подросток сталкивается с переживанием внутренней пустоты, ведь он чувствует недостаток связи с отцом и будто не может, положившись на этот опыт, сконструировать связь с самим собой.
Депрессия — это всегда про потерю. Потерю полной семьи, потерю контакта с отцом, потерю иллюзии о крепких семейных отношениях. После переживания этих потерь внутренняя, а следом за ней и внешняя жизнь подростка будто замирает, останавливается свободное и естественное течение желаний и импульсов, засыпают творческие силы. Влечение к жизни подменяют тревожность и депрессия. А страдающие депрессией сыновья могут и не выбраться из депрессии, оставляя отцам только чувство вины. За то, что предали, что позволили себе полюбить кого-то еще, раздражались, не верили, не были внимательны, не узнали, кем был их сын на самом деле.
Авторский стиль
Медленно разворачивающийся сюжет, минималистичные диалоги, кажущаяся провисающей драматургия лишь подчеркивает депрессивную атмосферу и невыносимую душевную боль. Крутящийся барабан стиральной машины символизирует человека, в водовороте жизни перекручивающего свои травмы. Самые драматические моменты автор не показывает, это тоже элемент его стиля. Но подсказывает. Если на стене комнаты Николаса висит портрет Чехова — значит, подаренное когда-то дедом ружье рано или поздно может пригодиться.
Фильмы на тему отношений отцов и детей
«Крупная рыба», Тим Бертон, 2003
«Магнолия», Пол Томас Андерсон, 1999
«Ван Гоги», Сергей Ливнев, 2018
«Жизнь прекрасна», Роберто Бениньи, 1997
«В погоне за счастьем», Габриэле Муччино, 2006
«К звездам», Джеймс Грэй, 2019
«Судья», Дэвид Добкин, 2014
«Красивый мальчик», Феликс ван Гронинген, 2018
«Крамер против Крамера», Роберт Бентон, 1979
«Прощай, Кристофер Робин», Саймон Кертис, 2017
«Небраска», Александр Пэйн, 2013
«Отцы и дети», Авдотья Смирнова, 2008
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», Александр Хант, 2017
Психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист.