Возраст, рост, размер одежды,расчет доходов и трат – числа сопровождают нас всюжизнь. Они вносят в нее точность, упорядочивают, дают ощущение верности информации. Вписанные в графы ежедневника, помогают организовать рабочий день. Отмеченные в календаре, напоминают о дняхрождения и назначенных встречах. Символы порядка, цифры вызывают у нас доверие. Порой мы даже назначаем себе счастливые числа-талисманы. Случается, некоторых цифр – например, 13 – мы опасаемся.«Это отголоски страха перед цифрами, пришедшего из глубины веков, – объясняетпсихолог Евгений Осин. – В древности люди приписывали числам магическиесвойства. Психолог Мария-Луиза фон Франц (ученица Карла Густава Юнга) пишет в своей книге, что в мифах разных народов есть идея о том, что лишь сверхъестественной силе – смерти, судьбе или божеству – доступно умение считать и точноисчислить все, от продолжительности жизничеловека до количества волос на голове*.Поэтому числа вызывали у древних благоговение и страх». Обнаружив число нафлаконе духов, мы не испугаемся, а будемзаинтригованы: что бы это могло означать?
Коды доступа
В названиях многих ароматов цифры появляются по «адресному» принципу, которыйнесет вполне ощутимое символическое послание. Например, парижский адрес 24 Faubourgизвестен во всем мире как местоположениеголовного бутика Hermès. Одноименныйаромат – это лицо марки, ее полномочныйпосол, призванный запахом передать ценности и историю – многолетний путь от шорноймастерской до модного Дома, чьи шелковыеплатки и сумочки Kelly женщины передаютпо наследству дочерям. Горькие цветы24 Faubourg Hermès, сочащиеся золотыммедом, с этой задачей прекрасно справляются.Примерно той же целью – увековечить адрессвоей штаб-квартиры во флаконе духов, передать нам «послание в бутылке» – задавалсяоснователь марки Etat Libre D’Orange Этьенде Суардт (Etienne de Swardt). Создаваяаромат Archives 69, он не только хотел, чтобымир узнал номер дома, где он творит своискандальные парфюмерные композиции.Заодно Этьен решил создать аромат-провокацию – ольфакторный (обонятельный)образ Лолиты, греховного поцелуя и запретной сексуальности, воплощенной с помощьюнот влажной замши и мускусного аккорда.И за географическую, и за провокационнуюсоставляющую названия духов несет ответственность число 69, с XVIII века означающее одну из позиций орального секса.На крышке духов, выпущенных в честьполувекового юбилея марки Diptyque, выгравировано название 34 Boulevard Saint-Germain. Оно же – адрес их первого бутика.А сама композиция духов – это историяпарфюмерного Дома, смешанная из нотароматов-бестселлеров: инжирные листьяPhilosykos, почки черной смородиныL`Ombre dans L`eau, воздушная туберозаDo Son, пряности L`Eau.
Евгений Осин, психолог
«Какие числа мы выбираем»
«Когда мы видим на флаконе духов надпись «Восточнаясказка» или, скажем, «Кровь и песок», слова вызываюту нас определенный образ, и мы обращаем на аромат внимание. Если вместо слов видим число – тоже реагируем.Почему? На этот вопрос отвечает наука психосемантика.Установлено, что числа выглядят лишенными свойствтолько для вычислительных машин. У людей же они вызывают устойчивые предметные, цветовые, эмоциональныеассоциации*. Так, цифры 2, 4 и 7 кажутся нам «хороши-ми», «плохими» – 0 и 8. «Мужественными» – 7 и 9, а «женственными» – 0, 2 и 3. Цифры 4, 7 и 8 связаны с чувствомновизны, 6 и 1, наоборот, представляются «старыми».Четные числа выглядят надежными, устойчивыми, завершенными. Нечетные (особенно простые) манят иррациональностью, загадочностью – неспроста создателиароматов часто предпочитают именно их. Можно предположить, что секрет успеха некоторых ароматов отчастикроется в номерных обозначениях. Пятерка, входящаяв название № 5 Chanel, – «быстрая», «твердая», «мужская». Неудивительно, что духи выдержали проверкувременем. Впрочем, целостный образ духов формируетих аромат и лишь затем – вторичные признаки вроденазвания или дизайна. Поэтому вклад цифр в этот образмал и может сыграть определяющую роль лишь при про-чих равных условиях. Например, когда мы затрудняемсявыбрать один аромат из нескольких, то отдадим пред-почтение флакону с числом, если оно совпадет с днемрождения друга, или памятной исторической датой,или номером квартиры, где мы когда-то жили».
* The American Journal of Psychology, 1979, vol. 92 (No. 4).
Отметим, что адреса имеют еще один неоспоримый плюс для своих хозяев: другиемарки не могут на них претендовать. Вовремена, когда слов для названий ароматову маркетинга уже не хватает, это преимущество. В доказательство – еще немного географии. Одеколон 154 Jo Malone означаетномер дома на Уолтон-стрит в Лондоне, гдекосметолог и визажист Джо Малон открыласвой первый магазинчик – крошечный, собиравший длинные очереди из желающихпобаловать себя маслом для ванны с запахом имбиря и мускатного ореха.
Название ароматов Parfums 06130 указывает на Грасс, это почтовый индекс французской парфюмерной столицы. Ароматы Carolina Herrera под номером 212 связаныс Нью-Йорком. С 1980 года здесь располагается штаб-квартира венесуэльской бизнес-леди Каролины Эрреры, прибывшей в Большое яблоко в поисках успеха. Число 212 –телефонный код самого престижного нью-йоркского района Манхэттена.
Дух истории
Другая область, в которой не обойтись безцифр, – история. Даты оснований и свершений должны стать достоянием общественности (и почему бы не в виде флакона духов?). Ведь уважение к исторической памяти – приоритет во всех культурах мира.Об этом прекрасно осведомлен Джеральд Гилен (Gerald Ghislain). Имена ароматов,созданных его парфюмерным проектомHistoires de Parfums, – это даты рожденияличностей, оставивших след в культуре.Например, духи-афродизиак в честь Джакомо Казановы, соблазняющие гурманскимсочетанием лакрицы, ванили и миндаля,названы по году рождения легендарногоавантюриста – 1725. Аромат-плетка маркиза де Сада – сладострастная комбинация изпряностей и кожи – известен как 1740.Любая комбинация из четырех цифр, начинающаяся с единицы, воспринимается намикак год. Дальше мы начинаем додумывать:«Вероятно, это памятная дата? Время основания?» Чаще всего так и есть. Например,кофейно-пряный аромат 1270 французскоймарки Frapin отмечает дату первого упоминания семьи виноделов Фрапен в летописяхШаранты. А восточный аромат 1697 с нотами рома и розового перца – год обретенияФрапенами дворянского титула и герба.Так что, бесспорно, указание года – весьма лестный способ выбора имени. Старомодный пряный фужер 1869 Acca Кappa напоминает, что бренд еще с позапрошлогостолетия снабжает мужчин продуктамидля бритья. Или 1881 Cerruti – линия ароматов, апеллирующих к началу историимарки. В тот год три брата Черрути открыли небольшую мануфактуру в городкеБиелль. Затем последовали признание ихшерстяной ткани лучшей в Италии, началопошива мужской одежды, успех в Голливуде: одежду дома Cerruti носили ШэронСтоун в «Основном инстинкте», ДжекНиколсон в «Иствикских ведьмах», Ричард Гир в «Красотке». Безусловно, семейство Черрути – прекрасные портные,но отношения к ароматам это не имеет.Потому не будем обманываться: зачастуюдаты не имеют ничего общего с парфюмерным творчеством. И даже самая славнаяистория не может заменить экспертныхзнаний в парфюмерии.
Тем приятнее отметить примеры вынесенияв титульную строку «непрерывного парфюмерного стажа». Так, оманский Дом Amouageвыпустил ароматную пару Jubilation 25и Jubilation XXV, празднуя 25 лет со дняоснования. А именитый французский ДомGuerlain создал духи с говорящим названием 180 Ans de Création в ознаменование180-летней истории творчества.
Любовь к порядку
Популярнее всего порядковые номера ароматов. Правда, частенько, словно едва научившиеся считать дошкольники, на цифре«пять» дизайнеры сбиваются (почему – обэтом чуть позже). Также никто не хочет бытьвосьмым или шестым, все желают быть первыми. В наше соревновательное время«первый» подразумевает «лучший». Например, Clive Christian № 1, Parfums de NicolaiNumber One и Van Cleef & Arpels First – всеони символизируют начало парфюмерноготворения. Они словно долгожданные первенцы, чьими успехами родители гордятся.Однако парфюмер Пьер Гийом (PierreGuillaume), нумерующий духи ParfumerieGénérale, намеренно пропустил единицу:«Первый аромат я создал в подарок маме.Это аромат сладостей, о которых она мечтала в детстве, и он только для нее». АроматыПьера имеют также имена: «Номера – этомужской способ идентифицировать ароматы. На улице вы встречаете сотни людей,и вам нет до них дела. Но если кто-то улыбнулся – вам уже интересно, как его зовут.Так и с ароматами: пока вы к нему равнодушны, это лишь номер. Зато когда понравится, вы узнаете и запомните его имя».
Нарекать не только именем, но и номером –распространенное явление среди Домов, чтоулавливают поклонников не удочкой, ноневодом. Парфюмерные линии, в которых есть ароматы на любой вкус, - чем не неводы? Порядковый номер, кроме имени, имеют десять эксклюзивных ароматов Pradaв одинаковых флаконах.Легендарная история с «пятеркой» мадемуазель Шанель известна многим. Алхимическая квинтэссенция, волшебный пятый элемент, рожденный из четырех стихий,настолько знаменит, что некоторые предприниматели отказываются использовать цифру «пять». Так, в ряду ароматов ODIN NewYork после фиалково-ирисового 04 Petranaпоследовал зеленый древесный 06 Amanu.Представители компании пояснили, что нехотят никаких аллюзий с «пятеркой» отChanel, чтобы избежать эстетических илиюридических претензий. Кстати, копирайт – одна из наиболее объяснимых в последнее время причин использования чисел.Простых и запоминающихся названий на800 новинок в год просто не хватает.
Образы чисел
Иногда числа в названиях духов говорятсами за себя. Восточные ароматы серииMille et Une Nuits («Тысяча и одна ночь»)Armani Prive напоминают о сказках Шахерезады. Необычные духи Seven Sinful Scentsпредостерегают от семи смертных грехов.Имбирно-медовый аромат Five o´Clock auGingembre от Serge Lutens рассказываето британской традиции чаепития.Но чаще всего задача усложняется, и чтобыпонять имя аромата, требуется культурныйбагаж. Узнать, кто такой «третий человек»в Third Man de Caron, можно, лишь посмотрев одноименную криминальную драмуКэрола Рида. Духи Eau des 4 Voleursот l`Occitane будут особенно интересныпрочитавшим легенду о чудо-формуле,которую изобрели четыре вора, безнаказанно обкрадывавшие зачумленные средневековые города.
Нуждается в расшифровке и загадочныйлоготип Maison Martin Margiela, состоящий из трех рядов чисел от нуля до двадцати трех. В прошлом году в этой таблицевпервые обвели в кружок цифру 3. Этородился первенец парфюмерной коллекции, свежий аромат (Untitled) – сочетаниезелени гальбана и нероли с прозрачныммускусом.
Надо признать, успешнее всех жонглировала числами Коко Шанель. Chanel № 19(недавно вышла его новая версия № 19Poudre) сначала должен был называтьсяСосо. Но в какой-то момент мадемуазельпередумала и присвоила духам номер:«В честь даты моего рождения, 19 августа.По знаку Зодиака я Лев. И характер у меняльвиный: чтобы защититься от нападок,я выпускаю когти».
Чтобы дополнительный смысл обрела золотая капля флакона 8 88, Comme des Garçons,нужно знать, что на Востоке «8» означаетудачу, успех, достаток и благополучие. Недаром в Китае номера телефонов стоят темдороже, чем больше в них восьмерок.Принципу сопоставления понятий с цифрами посвящены номера в названиях ароматов Йош Хан (Yosh Han) – парфюмера, ароматерапевта и мастера рэйки. Например, в лилейно-грушевом U4EAHH!2.43 (читается как «Эйфория») или пряно-цветочном зеленом Stargazer 7.71 каждаяцифра в числе, по словам создательницы,что-то значит. Первая цифра – парфюмерное семейство аромата: 0 – древесный,1 – цветочный, 2 – гурманский, 7 – зеленый. Вторая цифра означает номер чакры,которую аромат активизирует: 4 – сердце,6 – область «третьего глаза», 9 – аура. Последняя цифра передает нумерологическийсмысл духов. Йош ищет смысл везде, дажеее имя в переводе с китайского значит «благоуханная».
У мистиков всех времен и народов существовали самые разные способы поиска тайного смысла слов и чисел – гематрия и абджадия, акшара-санкхья и изопсефия: в нихбуквам различных алфавитов присваивались численные значения, которые складывались для раскрытия «тайного смысласлова». Согласно традиции, тайные смыслыоткрываются тем, кто обогатил свой разумзнаниями и опытом, кто настойчив и любознателен. Впрочем, современной парфюмерии ближе не мистический опыт, но скорее дух фантазии или же рационализма. Попробуйте, например, угадать (а если не удастся,найдите ответы в статье), что означают следующие названия: 41 Breaths отLenthéric, 21 от Costume National или Iris 39от Le Labo.
* М.-Л. фон Франц «Прорицание и синхрония.Психология значимого случая» (Б&К, 2002).
Секс, симпатии и расчет
Проявив фантазию, из названий ароматов можно вывестиформулу склонностей их создателей. Вот три примера.41 Breaths, Lenthéric – такое учащенное дыхание(41 вдох в минуту) бывает у человека при сильномсексуальном возбуждении во время любовного акта.21, Costume National – в аромате собраны любимыепарфюмерные ноты владельца марки Costume NationalЭннио Капасы. Число таких нот – ровно 21.Iris 39, Le Labo – все названия духов марки состоят из основной ноты (Iris) и числа компонентов (в данном случае 39).