редактор сайта, журналист, копирайтер
«Не зашло». Как выбрать фильм и не раскаяться?

«Все хвалят картину N, а мне она не понравилась», «Не понимаю, откуда столько шума вокруг сериала Z, по-моему, вообще ни о чем». Знакомо? Попробуем разобраться, почему так происходит.

Дело не в том, что все люди разные, это само собой. И не в том, что вы не поняли чего-то такого, что поняли условные «все». Возможно, вы выбрали неправильный момент для просмотра именно этого фильма. Или, если зайти с другой стороны, в этот вечер вы остановились на неподходящей картине.

Выбор фильма — история про вас и ваши желания в конкретный момент времени. Это как с едой, прямо сейчас вам может хотеться чего-то горячего, густого и обволакивающего, а через два часа — хрустящего и острого или приторно-сладкого. Если вам в целом сложно понять, чего вы хотите, в кафе вы подолгу изучаете меню, а по утрам десять раз переодеваетесь, это тема для отдельного обстоятельного разговора.

Так что, выбирая кино на вечер, задайте себе вопрос, что вы хотите получить, какие эмоции. «Отключить голову» или задуматься, посмотреть на мир с нового ракурса? Развеяться или получить эстетическое удовольствие? От этого как минимум будет зависеть жанр фильма.

Не забывайте сверяться с внутренним компасом

Странно идти на «Айку», «Завод» или «Капернаум», если не готовы размышлять о несовершенстве мира, социальных проблемах и сложной природе человеческих отношений, и не менее странно ждать от «Алиты» или «Капитана Марвел» той же глубины, что и от привычного вам авторского кино (глубина там, безусловно, есть, но сейчас не об этом).

Когда более или менее определились с общим направлением, можно отобрать две-три картины и почитать отзывы кинокритика, блогера или другого человека, мнению которого доверяете, но после этого, опять же, стоит свериться со своим внутренним компасом.

Чего делать не стоит:

1. Отталкиваться от трейлеров

Да, бывает, нам нравятся и трейлер, и фильм, но надо понимать, что трейлеры монтируют специально обученные люди, как правило, не из съемочной группы, и их задача — привлечь зрителей. А значит, в 2,5-3 минуты нужно уместить все самое смешное/зрелищное/душещипательное. Отражает ли это основную идею фильма, то, что там будет происходить, с какой скоростью будут развиваться события? Едва ли.

2. Опираться на рейтинги

Многие пользователи ставят фильму оценку, руководствуясь весьма странными принципами. И ладно бы речь шла только о субъективном «нравится»/«не нравится». Бывает, что фильм оценивают люди, которые его просто не смотрели. Яркий пример: рейтинг фильма «Движение вверх» на КиноПоиске, рухнувший после негативного обзора Bad Comedian.

Чем меньше ожиданий у вас связано с кино, тем лучше

IMDb в этом плане тоже несовершенен. Если уж очень хочется отталкиваться от цифр, загляните на Rotten Tomatoes — там, по крайней мере, средняя оценка высчитывается на основании обзоров кинокритиков, людей, которые профессионально пишут рецензии. Хотя и тут надо понимать, что критики смотрят фильм на языке оригинала, а любые, даже самые хорошие перевод и озвучка фильм меняют, и не в лучшую сторону.

И, конечно, если не уверены, что прямо сейчас «то» настроение, стоит отложить фильм до лучших времен, чем портить себе первое впечатление. Правда, и это не гарантия, что фильм вам понравится, но так вы хотя бы будете знать, что сделали все, что могли.

Кажется, такой подход требует слишком много времени и усилий, но не меньше времени мы тратим, включая выбранный наобум фильм и через 15, 30, 45 минут понимая, что смотреть его нам не хочется.

Да, и еще кое-что. Часто мы разочаровываемся в тех картинах, от которых ждали слишком многого, которые слишком активно хвалили окружающие. Так что чем меньше ожиданий у вас изначально связано с кино, тем лучше, впрочем, не только с кино.