Для создания
На протяжении семи предыдущих десятилетий перечень лучших фильмов в истории кино был более-менее стабильным: так, пять раз подряд побеждал «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941), а в 2012 году он опустился на второе место, уступив «Головокружению» Альфреда Хичкока (1958). В рейтинге традиционно было много старых, в том числе немых лент — но в 2022-м таковых оказалось намного меньше, тогда как фильмов, снятых в XXI веке, заметно прибавилось. А главное — сменился победитель.
Лучшей лентой в истории мирового кино кинокритики этого десятилетия признали фильм «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», снятый бельгийской женщиной-режиссером Шанталь Акерман в 1975 году.
Это первый случай в истории Sight & Sound, когда женщина-режиссер оказалась на столь высокой позиции
О чем фильм «Жанна Дильман»? Это 3,5-часовая артхаусная картина, рассказывающая о трех днях из жизни молодой бельгийки. Большая часть фильма — это ее рутинные, тривиальные дела, которые зритель видит во всех подробностях: вот Жанна (ее роль сыграла Дельфин Сейриг) несколько минут старательно чистит картошку, вот моет посуду, вот принимает ванну. Вот перебрасывается парой фраз с соседями, а вот — болтает с сыном-подростком.
Где-то за кадром, и зритель узнает об этом по косвенным признакам, остаются занятия проституцией, которыми Жанна Дильман зарабатывает на жизнь. Рутина и скука постепенно приближают нас к неожиданной развязке, выполненной в совершенно чеховском духе: ружье стреляет за сценой. Можно сказать, что ружье это вовсе и не висело на стене, как в знаменитой чеховской сентенции, а было спрятано в чулане и завалено хламом. Что не отменяет драматизма происходящего, а напротив — обостряет его.
В рутинности «Жанны Дильман», в этом пристальном внимании к мельчайшим деталям быта, присутствует изумительная медитативность: долгие минуты, что мы проводим в наблюдении за чисткой картошки и слушаем звон тарелок да шум воды, постепенно вводят эмпатичных зрителей в какое-то околотрансовое состояние. В идеале этот фильм нужно смотреть в кинотеатре, чтобы отрешиться от внешнего мира и сторонних мыслей: тогда есть шанс на 200 с лишним минут «отказаться от своего „Я“», полностью раствориться в мире другого человека — и пережить катарсис.
Это кино принципиально не развлекательное, принципиально не динамичное, но при этом нельзя назвать его «высоколобым» или «бессмысленным». Фильм Шанталь Акерман может создать эффект «заземления», о ценности которого столь часто говорят психологи, и если одним картина покажется нудной, то другим — терапевтичной.
Кроме того, это кино отказывается от того характерного приема, который британская исследовательница Лора Малви называла «
Это проявляется не только в том, с каким вниманием Акерман относится к шаблонно «женским» рутинам, но даже в самом движении камеры: будучи человеком невысокого роста, Шанталь Акерман принципиально требовала от оператора Бабетт Мангольт (тоже женщины!) съемок с высоты своего роста. По сравнению с классическими «мужскими» картинами получается как будто «взгляд снизу», и даже это делает картину необычной и отрезвляющей после сотен фильмов, снятых и придуманных мужчинами.
К слову, «Жанна Дильман» от и до сделана женщинами: не могу сказать достоверно, первый ли это случай в истории кино, но точно — редкое исключение для 1970-х гг., да даже для нашего времени. Только ли в этом ценность картины для современного зрителя? Конечно, нет: это блестяще снятое кино, выражающее те мысли и эмоции и таким образом, какой доступен только этому виду искусства. Не может быть удачной книги, картины или оперы «Жанна Дильман»: если вы хотите понять, на что способен именно кинематограф, вам точно стоит потратить на эту картину один, а то и два вечера. Лучшее ли это кино в истории? Да какая разница, если первое место в рейтинге просто поможет кому-то открыть его для себя!
Топ-10 фильмов за всю историю кино по версии Sight & Sound в 2022 году:
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Шанталь Акерман, 1975)
«Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)
«Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
«Токийская повесть» (Ясудзиро Одзу, 1953)
«Любовное настроение» (Вонг Карвай, 2000)
«Космическая одиссея 2001 года» (Стэнли Кубрик, 1968)
«Красивая работа» (Клэр Дени, 1998)
«Малхолланд Драйв» (Дэвид Линч, 2001)
«Человек с киноаппаратом» (Дзига Вертов, 1929)
«Поющие под дождем» (Джин Келли, Стэнли Донен, 1961)
Главный редактор Psychologies.ru