В 2019 году вышла книга «Краткая история нижегородского уличного искусства» издательства «Гараж». Она серьезно расширила представления о работах стрит-арта Нижнего Новгорода, многие из которых появились благодаря фестивалю уличного искусства «Место».
Фестиваль
Первый запуск «Места» состоялся в 2017 году по инициативе нижегородского художника Никиты Normez’a, который до сих пор является организатором и идейным вдохновителем фестиваля.
Главная задача, которую ставит перед собой проект, — обновление городской среды и наполнение ее новыми смыслами
Сложность и необычность городской структуры, разнообразие культурных слоев Нижнего Новгорода определяют витиеватую структуру его локального стрит-арта. Художники проводят исследования исторического контекста и только потом принимаются за создания эскизов своих работ.
1. Уличное искусство
Фестиваль охватывает различные формы уличного искусства:
граффити,
муралы,
микро-стрит-арт,
городские интервенции,
перформансы.
В рамках проекта создана онлайн-карта с отметками арт-объектов. А более подробную информацию с указаниями координат можно найти в телеграм-канале фестиваля. А в телеграм-канале Spot Bot можно найти более подробную информацию с указаниями координат арт-объектов.
2. Культурные мероприятия
«Место» — не просто выставка уличного искусства и возможность для художников выразить свои мысли и чувства. В рамках фестиваля также проводятся:
выставки,
показы фильмов,
мастер-классы,
лекции.
3. Экскурсии
Чтобы стрит-арт стал ближе и понятнее, каждый год в рамках «Места» организуются экскурсии по объектам уличного искусства Нижнего Новгорода. В числе экскурсоводов — кураторы фестиваля и сами художники. С 2021 года проводят экскурсии и по мастерским местных художников.
Арт-объекты
За шесть лет существования проекта в Нижнем было создано более 250 арт-объектов. Одна из особенностей «Места» — возможность использовать любые материалы и техники: это открывает широкие возможности для творчества и позволяет зрителям увидеть самые разнообразные подходы к уличному искусству.
1. «Хрусталь»
К сожалению, уличное искусство по своей природе недолговечно. В 2020-м на дверях одного пустующего деревянного дома Никита Normez поместил свою работу «Хрусталь» с образом хрустальной вазы, символизирующей хрупкость и изящность старинной архитектуры Нижнего Новгорода. «Хрусталь» вылился в целый перформанс: каждый раз, когда работу закрашивали, художник подрисовывал трещины, чтобы в конце превратить вазу в осколки.
2. Sub/superstructure
После последнего фестиваля точкой притяжения стал паблик-арт нижегородского уличного художника Никиты Мера — Sub/superstructure. Структура из свай заброшенной стройки напоминает то огромный город, то густой лес, то частицы живого организма. Она рождает в воображении смотрящего бесконечное множество ассоциаций, оставляя финальную трактовку работы за зрителем.