Издание The New York Times опубликовало интересную подборку — топ-лист из 25 предметов интерьера, ставших культовыми с 20-х годов прошлого века до начала текущего.
Список знаменитых объектов составляла компания из шести экспертов, включающая дизайнеров Рафаэля де Карденаса и Даниэля Ромуальдеса, директора по интерьеру и дизайну The New York Times Style Magazine Тома Делавана, художницу Кэти Стаут, главу отдела дизайна и архитектуры в Нью-йоркском музее современного искусства MoMA Паолу Антонелли, а также известную актрису Джулианну Мур, известную в качестве заядлого коллекционера мебели.
Команда специалистов после долгих обсуждений составила перечень «самых влиятельных» столов, диванов и кресел, а также некоторых менее очевидных предметов бытового обихода, узнаваемых в любой стране вне зависимости от места их появления на свет.
Мы слегка сократили топ-лист, выбрав 10 предметов, наиболее популярных в нашей стране. Прочие 15 публикуем списком ниже — в знак глубокого уважения к дизайнерам, придумавших мегаудобные и стильные вещи, покорившие мир.
1. Кресло-мешок Sacco
Год создания: 1968
Знаменитое кресло-грушу или бин-бэг правильнее называть креслом-мешком, потому что официально такая модель называется Sacco («мешок» по-итальянски).
Бескаркасные кресла из кожи или прочной ткани, наполненные гранулами пенополистирола, — иконы итальянского мебельного дизайна, созданные более полувека назад без особого функционального предназначения. Дизайнеры Франко Теодоро, Чезаре Паолини и Пьеро Гатти творчески развлекались, пробуя силы в так называемом антидизайне и не надеясь на особый успех.
В буквальном смысле сырую идею («антикресло» по задумке создателей наполнялось водой) подхватил владелец мебельной фабрики Аурелио Занотта, угадав в прототипе перспективность направления бескаркасной мебели. В 1968 году он выпустил первое в мире кресло Sacco, сделав его более технологичным и практичным в использовании. Прочная оболочка и сыпучие гранулы, принимающие форму тела сидящего, — разработка Занотты, которая принесла ему миллионы и мировую известность.
2. Шезлонг LC4
Год создания: 1928
Предмет мебели, в названии которого зашифрованы инициалы автора, стал для пионера архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье тем же, что и Chanel №5 для Коко Шанель — росписью в книге вечности.
Шезлонг вместе с другими представителями серии LC был спроектирован Ле Корбюзье в соавторстве с кузеном Пьером Женере и начинающим дизайнером Шарлоттой Перриан для французской виллы Church в 1928-м. Спустя год, после демонстрации на выставке Salon d‘Autumne в Париже кушетка, названная «машиной для расслабления» (machine à repos), прославилась на весь мир.
В середине прошлого века LC4 довелось пережить забвение, но с 1964 года эксклюзивные права на производство шезлонга перешли в собственность итальянской фабрики Cassina, обеспечившей LC4 абсолютный успех и место в музеях по всему миру, включая лондонский Музей Виктории и Альберта, нью-йоркский МоМА, Городской музей Амстердама, Бруклинский музей, музей дизайна Vitra и другие.
3. Кресло Ergon
Год создания: 1976
Еще древние греки делали стулья с изогнутыми спинками, но только в 1970-х эргономика, направленная на повышение комфорта и трудовой эффективности, была взята в оборот промышленными дизайнерами.
Именно тогда компания Herman Miller привлекла к работе дизайнера Билла Стампфа, который во время учебы в аспирантуре Висконсинского университета сотрудничал с медиками и проводил исследования идеальной позы сидящего человека с использованием рентгеновских снимков и хронометражных фотографий.
В 1976 году Стампф придумал вращающееся офисное кресло Ergon, сконструированное из кусков пенополиуретана с тканевой обивкой, сложной опорой для позвоночника, рычагами газлифта для регулировки высоты и наклона и пятилучевой крестовиной с легко крутящимися колесиками.
«Эргон» с небольшими модификациями по сей день остается эталоном в офисном обустройстве, настолько вездесущим, что вы вряд ли обращаете внимание на его гениально продуманное удобство.
4. Система стеллажей 606
Год создания: 1960
Немецкого функционалиста Дитера Рамса нельзя назвать отцом модульных систем, но как создатель универсальной стеллажной системы 606 для бренда Vitsoe он навсегда вошел в историю мебельного искусства.
Конструкция системы поразительно проста: алюминиевые крепежи прикручиваются к стенам, а на них подвешиваются полки из прочной стали, количество и размеры которых зависят от запросов хозяев стеллажа. Регулируемый и настраиваемый, он может быть адаптирован к широкому спектру помещений, потребностей и эстетики.
5. Стол Parsons
Год создания: около 1930
Некоторые предметы мебели настолько предельно просты, ненавязчивы и адаптируются под интерьер на манер хамелеонов, что их едва можно назвать дизайнерскими. Именно так обстоит дело со столом «Парсонс», определяющей чертой которого является соотношение сторон: независимо от его размера квадратные в сечении ножки, расположенные вровень с углами столешницы, шириной должны равняться ее толщине.
Авторство минималистского объекта приписывают французскому декоратору Жану-Мишелю Франку, преподававшему в 1930-х в парижском филиале нью-йоркской Школы дизайна Парсонс, и в той же степени — русским конструктивистам, работавшим над эргономичными и дешевыми в производстве предметами быта.
6. Кресло Louis Ghost
Год создания: 2002
Самый продаваемый в мире стул — детище французского дизайнера Филиппа Старка, «призрак» любимого кресла Людовика XV.
В 1990-х Старк начал эксперименты с прозрачным пластиком, создав для компании Kartell дебютный вариант — стул из прозрачного поликарбоната La Marie. Удовлетворенный успехом, дизайнер решил развивать любопытное направление, и в 2002-м представил на международной мебельной выставке в Милане модель Louis Ghost.
Прозрачный, легкий и очень прочный стул — наглядное воплощение новой технологической эпохи XXI века, сохранивший в своем дизайне историческую преемственность.
7. Монолитный пластиковый стул
Время создания: XX век
Удивительный факт: стул, который попадается нам на глаза практически ежедневно, не имеет конкретного автора. История дизайна изобилует иконами, которые расходятся по миру в виде именных и дорогих реплик, в то время как самые популярные довольствуются масс-маркетными дубликатами.
Монолитный стул или, если угодно, кресло — противоядие от дизайнерского идолопоклонства: кусок пластика привычной формы, не подверженный влиянию трендов и культового обожания. Имея мутную историю происхождения, он одновременно и великий оригинал, и бледная копия, до смешного дешевая в производстве.
8. Диван Extrasoft
Год создания: 2008
Созданный гуру итальянского дизайна Пьеро Лиссони, креативным директором бренда Living Divani, работавшим для Kartell, Cappellini и Boffi, диван Extrasoft воплощает в себе сразу несколько важных тенденций современного мебельного дизайна: тягу к простой геометрии, стремление к полу и обилие мягких модульных форм.
Из ортогональных секций, соединяющихся между собой с помощью скрытых крючков, можно создавать самые разные формы, приобщая диван Лиссони к сфере интерактивного искусства.
9. Стул Side Chair
Год создания: 1952
Стул с гнутым металлическим корпусом Side Chair — один из ярких примеров модернизма в интерьере, немного дурацкий, но обезоруживающе элегантный. Популярный предмет мебели придумала семейная пара, проживающая в Лос-Анджелесе, — Чарльз и Рэй Имз.
Во время Второй мировой войны супруги использовали фанеру в разработке шин для военно-морского флота, оттачивая технику формовки, которую позже использовали в интерьерных проектах, включая Side Chair с сиденьем в форме раковины, установленным на прочную конструкцию из металлических ножек.
Одновременно биоморфный и индустриальный, Side Chair сегодня бесконечно копируется и переосмысливается, солируя в элитных ресторанах и модных таунхаусах.
10. Табурет Stool 60
Год создания: 1933
Похожая на табуретку Frosta из IKEA конструкция с тремя Г-образными ножками и круглым сиденьем придумана не шведом, а финским дизайнером Алваром Аалто. Поразительно простой Stool 60 соединил в себе скандинавскую любовь к лаконизму, триумф функционализма 1930-х и прорыв в индустрии деревянной мебели.
Аалто и столяр Отто Корхонен додумались до технологии проклеенной слоеной древесины, способной гнуться под углом 90 градусов, создавая изящные и прочные опоры.
Влияние знаменитого табурета проявляется не только в его экологичности, но и в изящном исполнении — Stool 60 хорош и для сидения, и как приставной столик. А сложенные друг на друга в элегантную стопочку табуреты не занимают много места.
Модульный домик Ле Корбюзье
Год создания: 1952Кофейный столик Slab I Джорджа Накашимы
Год создания: приблизительно 1950Стол с колесами Гаэ Ауленти
Год создания: 1980Кресло Roly Poly Фэй Тугуд
Год создания: 2014Зеркало с подсветкой Ultrafragola Этторе Соттсасса
Год создания: 1970Кресло-«тапочек» Билли Болдуина
Время создания: 1950-е«Франкфуртская кухня» Маргарете Шютте-Лихоцки
Время создания: 1926-27Диван «Мадам Дакар» Айсе Бирселя и Биби Сек
Год создания: 2009Стул Vilbert Вернера Пантона
Год создания: 1992Кресло Butaque Клары Порсет
Время создания: 1930-еДиван Polder Хеллы Йонгериус
Год создания: 2005«Накопление №1» Яёи Кусамы
Год создания: 1962Кресло из «Домика Пи-Ви» Гэри Пантера и Рика Хейцмана
Год создания: 1986Стул Due Più Нанды Виго
Год создания: 1971Табурет из перьев Широ Кураматы
Год создания: 1990
The New York Times Style Magazine