1. «Анора»
Режиссер: Шон Бэйкер
Танцовщица Анора (Майки Мэдисон) работает в рядовом бруклинском стриптиз-клубе и звезд с неба не хватает, но в день, когда она встречает богатого русского парня Ивана (Марк Эйдельштейн), ее жизнь кардинально меняется. Сначала сын олигархов заказывает у Аноры приватный танец, потом приглашает домой (конечно, за определенную плату), а вскоре выкупает время Аноры на неделю. После нескольких дней, проведенных вместе, молодые люди решают пожениться в Вегасе. Такой вариант не устраивает родителей Ивана — они готовы на все, чтобы расстроить брак.
Трогательное, жизненное и смешное кино об американской мечте стало триумфатором 77-го Каннского кинофестиваля — фильм американца Шона Бэйкера с русскими актерами (Марком Эйдельштейном, Юрой Борисовым, Алексеем Серебряковым, Дарьей Екамасовой) взял в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». К награде режиссер шел последовательно: он уже изучал несоответствие реальности и фантазии о жизни в США в «Красной ракете» и «Проекте „Флорида“».
2. «Сидони в Японии»
Режиссер: Элиз Жирар
Популярная писательница Сидони Персеваль (Изабель Юппер) потеряла в автокатастрофе мужа, но отпустить любимого не может, поэтому всюду советуется с его призраком. В книжный тур по Японии они тоже отправляются «вместе». Третьим человеком в союзе супругов становится японский издатель Сидони, который в попытке отвлечь писательницу от печальных мыслей показывает ей город. Постепенно Сидони расслабляется и отпускает прошлое — кажется, она готова снова полюбить.
Изабель Юппер не в первый раз изображает француженку в Азии: она уже воплощала образа потерянной иностранки в картинах «Нужды путешественника», «Камера Клэр» и «В другой стране». Культурные и языковые различия вновь становятся ключевыми темами в исследовании: герои объясняют себе, собеседникам и зрителям, что делиться самым сокровенным — самое сложное. Причем проблема актуальна для любой страны в равной степени — выразить чувства сложно на любом языке.
3. «Жизнь»
Режиссер: Матиас Гласнер
Три часа, три перспективы на жизнь, вернее на «умирание» (так в оригинале называется фильм). Друг с другом персонажи, связанные родственными узами, предпочитают общаться как можно реже, поскольку внутри царит нелюбовь. Каждый из Лунисов несчастен и по отдельности, и вместе, поэтому современной немецкой семье выносится пугающий приговор — она дисфункциональна. К чему притворяться, если нет любви?
Для всех персонажей «Жизни» конечность существования — факт настоящего, а не отдаленного будущего. Это следует из опыта режиссера — Матиас Гласнер задумал фильм, когда потерял обоих родителей. Неслучайно главный герой работает над композицией «Смерть». Сам Гласнер, кстати, выступил не только постановщиком фильма, но и композитором — он сочинил все оркестровые композиции для «Жизни». В результате драма взяла награду за лучший сценарий на 74-м Берлинском кинофестивале и четыре премии Немецкой киноакадемии–2024, включая награду за лучший фильм.
4. «Время жить»
Режиссер: Джон Краули
Тобиас (Эндрю Гарфилд) недавно развелся и никак не может оправиться от шока. Положение спасает амбициозная Альмут (Флоренс Пью), в которую влюбляется мужчина. Вскоре Тобиас и Альмут становятся парой — у них появляется собственный дом, рождается дочь. Кроме того, карьеры обоих идут в гору: Альмут все ближе подбирается к мечте стать знаменитым шеф-поваром. Идиллию рушит страшная новость: у Альмут обнаруживают рак.
Нетипичный ромком о борьбе с серьезной болезнью со взрослым рейтингом R учит не терять надежду тогда, когда это кажется невозможным. Осознавать ценность момента, делать все, чтобы ни одно мгновение не проходило зря, любить и быть любимым — вот и весь секрет счастья. Научиться бы ему следовать всегда, а не только в критические моменты. Джон Краули, кстати, уже рассуждал об этом в «Щегле» и в «Бруклине» — в «Щегле» идея «жить здесь и сейчас» раскрывается еще ярче.
5. «Черный чай»
Режиссер: Абдеррахман Сиссако
В день собственной свадьбы Ая (Нина Мелу) узнает об измене будущего мужа и на глазах у негодующих гостей сбегает из-под венца. Ее путь лежит в китайский Гуанчжоу, где живет африканская диаспора. Там девушка устраивается на работу в магазин элитного чая: днем она рассказывает гостям о премудростях чайной церемонии, а вечером учится тонкостям этого искусства у владельца магазина. Со временем герои замечают, что истинное удовольствие им приносит не чай, а компания друг друга.
«Черный чай», участвующий в основном конкурсе Берлинале-2024, снял Абдеррахман Сиссако, чья предыдущая картина «Тимбукту» взяла семь наград премии «Сезар» — до сих пор никому не удалось побить этот рекорд. Кино примечательно тем, что чистая мелодрама постепенно становится социальной драмой — трансформация органично разворачивается на фоне живописных чайных плантаций. Фильм неторопливый и местами неповоротливый, но на то ведь и существует чайная церемония, чтобы замедлиться.