Что это такое
Хотя может показаться, что лагом возник буквально на днях, на самом деле он сформировался столетия назад. Шведы часто называют свою страну Lagomlandet, то есть «Страной лагом».
В словарях это понятие чаще всего переводят как «умеренность, адекватность ситуации, сбалансированность». Но это не точное определение. Чтобы правильно понять термин, нужно вспомнить мебель шведского гиганта IKEA. Она минималистичная и практичная, комфортная и непритязательная, экологичная и качественная, без лишних наворотов и роскошных деталей. Это и есть стопроцентный лагом.
Если датское хюгге воспевает комфорт и маленькие удовольствия, то шведский лагом проповедует разумное отношение к жизни: когда у тебя всего не много и не мало, а ровно в самый раз
Многие исследователи считают, что основы этой традиции были заложены еще во времена викингов. Когда за праздничным столом они передавали по кругу кубок с напитком, нужно было глотнуть ровно столько, чтобы не обидеть других и чтобы самому хватило.
Социологи утверждают, что именно лагом стал основным ключом к шведскому благополучию. Жители разумно относятся к ресурсам, не тратят средства, время и силы на ветер, нашли тонкий баланс между капиталистической и социалистической системами. Лагом — идеальное соотношение между работой и отдыхом, пользой и удовольствием, скромностью и яркостью.
Основные принципы
Можно ли привнести лагом в свою повседневную жизнь, если вы родились и живете в другой стране? Оказывается, можно. Нужно лишь предпринять пять простых шагов.
1. Стремитесь к умеренности во всем, особенно в еде
Перестаньте загружать жизнь лишними деталями и научитесь вовремя останавливаться. Тут лагом перекликается с золотым правилом диетологии, которое гласит: вставать из-за стола нужно, едва вы перестали чувствовать голод. Обычно шведы сами кладут себе еду в тарелку, даже в гостях. Считается дурным тоном делить на куски торты и пироги: каждый отрезает себе порцию по своему желанию.
Оставлять еду на тарелке не принято — значит, что вы взяли больше, чем можете съесть, а это совсем не лагом
Шведы ценят простые понятные продукты, приготовленные без особых изысков. Знаменитые фрикадельки, запеченная рыба, отварные овощи. В этой стране низкий уровень потребления полуфабрикатов. В большинстве семей до сих пор принято самостоятельно выпекать хлеб, заготавливать джемы и соленья на зиму.
Еще одно чисто шведское явление — фика. Так называется традиция каждый два часа делать перерыв в работе, чтобы выпить кофе. Но длится фика не более 15 минут. Тоже очень в духе лагом.
2. Покупайте качественные вещи, которые прослужат долго
Вопреки распространенному заблуждению, лагом не призывает к строжайшей экономии. Основная идея шведов — разумное потребление. Лучше потратиться на одну «долгоиграющую» качественную вещь, чем покупать 10 недорогих, которые прослужат месяц или выйдут из моды через неделю. Лагом выступает против fast-fashion и консьюмеризма.
3. Откажитесь от показной роскоши и вообще всего лишнего
Шведы не любят демонстрировать достаток. Золотые часы, самый большой дом в квартале, роскошный суперкар и сумка с огромным логотипом модного дома — не лагом. Даже если вы все это себе можете позволить. И уж конечно, никто не будет покупать что-то из этого в кредит только для того, чтобы пустить окружающим пыль в глаза.
4. Выбирайте натуральное
Мебель — из природных материалов, одежда — из натуральных тканей. Лучший отдых — поход в лес с палаткой, чтобы побыть ближе к природе. Шведские женщины голосуют за естественную неотретушированную красоту, минимум макияжа в повседневной жизни и натуральные косметические формулы.
5. Заботьтесь о других и окружающей среде
Главный источник положительных эмоций — не материальные ценности, а польза, которую вы можете принести. Высокого уровня жизни и хорошей экологической ситуации в Швеции удалось достичь благодаря правилу «Reduce — Reuse — Recycle», то есть «Сокращай, используй повторно, перерабатывай».
Начать можно с малого — отдайте одежду, которую не носите, в благотворительные фонды или на переработку. К слову, в магазинах шведских марок старые вещи меняют на скидочные купоны. Так бренды стимулируют своих покупателей к более разумному потреблению.
Об эксперте: Анн Тумье — журналист, блогер, писатель.