Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Стиль жизни/Кукла Барби: воплощение зла или просто игрушка из пластика?
Кукла Барби: воплощение зла или просто игрушка из пластика?
Может ли кукла с идеальной внешностью стать причиной комплекса неполноценности? В день российской премьеры фильма «Барби» разбираемся в этом вопросе вместе с экспертами в области психологии.
Она всегда идеальна: тонкая талия, длинные и стройные ноги без целлюлита, а на весах одна и та же цифра. Несмотря на то что ей исполнилось 64 года, выглядит она на 18: ни одной морщинки без ботокса и пластических операций. Речь идет о Барби, любимой игрушке девочек.
Появление самой популярной игрушки в мире
История куклы Барби начинается в американской семье Хендлер. Мама — Рут наблюдала, как ее дочь играет с бумажными куклами: подбирает наряды из картона и имитирует взрослую жизнь, игнорируя пупсов из серии babydoll. Так возникла идея создать куклу-мечту для любой девочки. Осуществить задуманное оказалось несложно — семья Хендлер была совладельцами компании Mattel, которая производила игрушки. Рут назвала созданную ей куклу в честь своей дочери Барбары, а мужского антипода и бойфренда Барби — Кена — в честь сына Кеннета.
Прообразом для Барби стала Лилли, нарисованная в пин-ап стиле героиня немецкого комикса, который размещался в газете Bild. Этот персонаж был выпущен в виде маленькой куклы, которая олицетворяла сексуализированный образ с идеальными формами, привлекающий внимание мужчин.
Компания Mattel полностью выкупила права на Лилли. И вместо пластиковой блондинки из Германии появилась американская кукла с формами и телом 18-летней девушки. Она впервые была представлена публике на Нью-Йоркской ярмарке игрушек в середине прошлого века и сразу же завоевала любовь девочек по всему миру.
Пластиковый идеал красоты
Несмотря на свою популярность — ежеминутно продается более 100 кукол в 150 странах мира, а фильм «Барби» Греты Гервиг собрал в прокате больше 1 млрд долларов, — эта игрушка вызвала много критики. Она стала нереалистичным символом идеальной женской красоты: очень узкая талия, пышный бюст и слишком длинные ноги. Производителям после волны недовольств пришлось поменять пропорции тела: сделать уже грудь и шире талию. Но ее фигура все равно осталась слишком идеальной для реальной жизни.
Это вызвало опасение у психологов по всему миру: они не перестают предполагать, что игра с куклой Барби приводит к недовольству своим телом, стремлению к худобе и снижению самооценки. По этой причине стали проводиться исследования о ее влиянии на психическое и физическое здоровье девочек, которые показали, что…
Непродолжительная игра с Барби может побудить девочек отдавать предпочтение худощавому телосложению, но не влияет на самооценку и неудовлетворенность своим телом.
Девочки в возрасте от 10 до 13 лет в раннем детстве рассматривали Барби как символ совершенства и физической красоты.
Игрушка в сочетании с демонстрацией «худых идеалов» в кино, на телевидении и в социальных сетях заставляет девочек чувствовать себя неидеальными в уязвимом возрасте.
«Странно, что именно Барби — относительно пропорциональная кукла с приятным лицом — вызывает так много дискуссий, а не Enchantimals, L.O.L., Bratz или Monster High, — удивляется детский психолог Анна Уткина. — Они, на мой взгляд, гораздо сильнее могут искажать представления о красоте у детей: неадекватно выпученные глаза, трупные пятна, шрамы или рога.
А осиная талия, длинная шея и маленькие стопы Барби изначально были лишь технологическим решением, благодаря которому куклу легче переодеть. Ведь именно сменные наряды были главным маркетинговым преимуществом Барби перед другим куклами того времени».
Влияние пластикового мира на реальную жизнь
После ряда проведенных исследований некоторые эксперты сделали вывод: девочки в процессе игры с Барби концентрируются не только на идеальном образе тела, но и на ее «образе жизни» в целом. Ведь компания Mattel не просто создала кукольного персонажа, она сотворила целый мир, в котором живет кукла: одежда, обувь и аксессуары, созданные дизайнерами лучших домов моды (Dior, Moschino и другие), дорогая недвижимость, а также отношения без обязательств.
На протяжении десятилетий между Кеном и Барби кипели страсти — они то расходились, то вновь становились парой. Но до свадьбы и рождения детей дело так и не дошло. По мнению ученых, идеальный пластиковый мир может искажать представление о реальном. А также повлиять на дальнейшую жизнь девочки. Ведь с куклой Барби дети проигрывают сюжеты взрослой жизни.
«Барби — это часть огромной индустрии потребления, — объясняет детский психолог. — И на протяжении 60 лет производитель всегда стремился отразить в ее внешности главные тренды (не только бьюти), актуальные в текущий момент в западной культуре. Менялись прически, стиль одежды, цвет кожи, род деятельности. Она появилась во время начала сексуальной революции и бэби-бума в США. Уровень жизни американцев к тому времени был уже высокий. Женщины чаще всего не работали, занимались семьей и домом.
Это время, когда в домах людей среднего класса стала появляться разнообразная бытовая техника (игрушечные аналоги этих предметов быта были и в кукольном доме). Барби изначально задумывали как образ взрослой женщины, чтобы с ней могли играть девочки постарше (7+), которым уже не интересны пупсы.
Предполагалось, что, играя с ней, девочка будет готовиться ко взрослой жизни
Когда девочки выбирают для игры таких взрослых кукол, они чаще всего отводят им роль мамы. А не идентифицируются с ними сами. Эти «мамы» ходят на работу, оставляя детей в садике, школе или у бабушки. Взрослые куклы выясняют отношения с партнером, детьми, соседями. Готовят еду, стирают, принимают душ. В общем, дети привносят сюжеты из своей реальной жизни, а не из красивой рекламы кукол».
Сексолог Анастасия Ливанова добавляет, что на нашу жизнь в сфере отношений влияет не отношения Барби и Кена, а роли, которые ребенок отыгрывает в детстве во время игры в куклы. Это определяется тем, какие взаимоотношения между взрослыми и каково отношение к детям в семье. И совершенно неважно, с какой куклой играл ребенок, Барби или мягкой игрушкой, потому что он будет отыгрывать сценарии из детства.
Гендерное неравенство
Исследование показало, что девочки, играющие с куклами Барби, видят во взрослой жизни меньше карьерных возможностей, чем мальчики. А также что Барби и Кен имеют значительное влияние на формирование гендерных стереотипов у детей в целом: ограничивают роли мужчин и женщин в обществе.
В 2013 году феминистки даже устроили акцию протеста из-за открытия дома куклы Барби в натуральную величину в Берлине. Феминистские группы выступают против излишней привлекательности, говоря, что созданный искусственный мир Барби может способствовать гендерному неравенству.
«Из-за различия в кукольных телах внимание детей направляется не на сходство между девочкой и мальчиком, а именно на различия, — делится своим экспертным мнением сексолог. — Девочки начинают больше дифференцировать себя от мальчиков. Это может влиять на разделение профессий: женские и мужские.
Девочки могут видеть себя в меньшем количестве профессий, в отличие от мальчиков. Это сигнал к гендерному неравенству, так как в мире и так много стереотипов, какими должны быть девочки, а какими мальчики».
Гиперсексуальность
В нашем обществе любые проявления сексуальности у детей считаются недопустимыми и мгновенно подавляются. В семье — родителями, а в детских учреждениях — воспитателями или учителями. В детских играх не допускается и пресекается сексуальная подоплека. Куклу Барби обвиняют в том, что ее чрезмерная сексуальность приводит к развитию ранней сексуальности детей, так как предполагается, что дети должны находиться вне этого.
«У ребенка сексуальность развивается с самого рождения. Ее развитие начинается через ощущения и интерес к своему телу, — поясняет сексолог. — Позднее ребенок начинает проявлять любопытство к телам сверстников и взрослых. Это абсолютно нормально для ребенка. Поэтому игры, сфокусированные на контакте с телом куклы, важны для ребенка. К подобным играм можно отнести раздевание и переодевание кукол, а также их лечение.
Наличие вторичных половых признаков у Барби вызывает оживленный интерес у детей. Но это абсолютно нормально. Даже асексуальность советских кукол не мешала детям их раздевать, размышлять над их полом и играть в сексуальные игры».
Во всем виновата Барби?
В обществе существует убеждение: стройный значит успешный. Почти все российские женщины (86%) и девушки (90%) ограничивают себя в еде из-за недовольства своей внешностью. Но неужели причина этого только лишь игра с пластиковой куклой?
Мнения экспертов
Анна Уткина, детский психолог
«Несправедливо возложить всю ответственность за воспитание детей, формирование у них картины мира и идеалов красоты на куклу. Нельзя игнорировать влияние телевидения, интернета (блогеров), мульт- и киноиндустрии, модельного бизнеса. Девочки растут в обществе и каждый день видят примеры того, как выглядит взрослая женщина.
Мне удивительно, что общественность не протестует против силиконовой, перманентной и нарощенной красоты у реальных женщин, а старушку Барби критикуют. Как детский психолог я считаю, что чувство безопасности, надежная привязанность со взрослыми и теплые, понимающие отношения в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем то, какими игрушками он играет».
Ольга Тумсэк, эксперт по работе с РПП
«Основа расстройств пищевого поведения — генетические и нейробиологические факторы, которые могут «включаться» в случае, если у ребенка или взрослого человека присутствуют чрезмерные физические нагрузки и/или он ограничивает себя в питании. Такие решения могут быть приняты под воздействием социокультурных факторов: СМИ, культа худобы и идеального тела, социальных сетей и других.
Кукла Барби с нереальными для женщины пропорциями также является социокультурным фактором
Поэтому она может оказывать частичное влияние на увеличение риска РПП.
Изменение параметров куклы Барби в сторону более реалистичных — отличный шаг в профилактике РПП. Если дети будут видеть разные тела и фигуры, больше шансов, что они будут относиться и к своему телу, и к телам других людей с большим уважением. Но главное — это что говорят и как относятся к своим телам и к телу ребенка родители и его ближайшее окружение, какие идеи они несут, и как выстроена культура питания в семье».
Анастасия Ливанова, сексолог и клинический психолог
«Ни одна игра, будь то кукла Барби, машинки или компьютерная, не может так сильно повлиять на ребенка, как атмосфера и опыт отношений, который ребенок впитывает в родительской семье и школьной обстановке.
Не нужно всю ответственность перекладывать на куклу и ее внешний вид. Потому что ребенок получает разный опыт в детстве. И намного важнее то, как он этот опыт может обсудить с родителями и интериоризировать у себя внутри».
Влияние Барби: только вред? Или все же есть польза?
Несмотря на ряд негативных выводов о вреде куклы Барби, существует мнение и о ее позитивном влиянии на развитие детей.
Она дает возможность выражать свои идеи и фантазии, развивать социальные навыки и учиться решать проблемы.
Помогает понять, как выглядят мода и стиль, научиться сочетать цвета и текстуры.
Прививает толерантность к людям с внешними недостатками: куклы с разной расовой и национальной принадлежностью, бодипозитивные, борющиеся с онкологией, с протезами и в инвалидных креслах, с витилиго и синдромом Дауна.
Помогает в выборе профессий и стремлении к самореализации: кукла Барби пробовала строить карьеру по 62% специальностей (даже побывала машинисткой Московского метрополитена), представленных на рынке труда.
Развивает эмпатию: в процессе игры активируются области мозга, которые отвечают за обработку социальной информации.
Барби в России и за ее пределами: все, что не запрещено, то разрешено
Кукла Барби под запретом в Иране, Кувейте, Саудовской Аравии и ОАЭ. Причина — пропаганда неправильных ценностей. В Турции министерство по делам религии объявило пластиковую игрушку врагом мусульман. Неоднократно звучали предложения запретить ее и в России. Несмотря на это, если верить статистике, россияне чувствуют себя спокойно: больше половины опрошенных считают, что достичь стандартов красоты куклы Барби невозможно — они нереалистичны.
Живые куклы
Но находятся те, кто подражает Барби и Кену с помощью пластической хирургии и барбикора, становясь человеческим подобием пластиковых кукол.
Джастин Джендлик и Пикси Фокс
Короли пластики. Сделали на двоих больше 350 операций (17 у Пикси, 340 у Джастина).
Таня Тузова
Играет в куклы Барби (у нее их 1520 штук), делает пластические операции, носит одежду розового цвета, ездит на Барби-мобиле и мечтает сменить фамилию на «Барби».
Анжелика Кенова
Называет себя живой куклой, отрицает наличие пластических операций, доводит тело и лицо до идеала фотошопом, фитнесом и макияжем. Мама с раннего детства воспитывала ее как Барби.
Кенсо Сантибаньес
Перенес множество операций, чтобы быть похожим на Кена. Скончался в возрасте 20 лет от рака крови.
Родриго Алвес
Жертва тревожного расстройства, множества пластических операций, а также некроза кожи, развившегося на их фоне из-за стремления к сходству с Кеном.
Заключение
Барби названа игрушкой №1 в мире, для коллабораций с Барби задействованы сотни известных мировых брендов, фильм «Барби» побил рекорд по кассовому сбору. Невзирая на критику и запреты, огромная популярность куклы на протяжении шести десятилетий лишний раз доказывает, что перед нами не просто игрушка, а настоящий социокультурный феномен. И этот статус уже не зависит от того, какое он оказывает влияние на общество: положительное или отрицательное.