Время было давнее, пластических операций тогда еще не делали, и моя подопечная просто была генетическим везунчиком: родилась такой. И всегда была невероятно хороша, с раннего детства.
В 7-8 лет мать за руку отвела ее в дом моделей на Кузнецком Мосту — демонстрировать детскую одежду. Семья жила тяжело, отец пил, и мама сделала это из финансовых соображений — в Доме моделей хорошо платили.
Девушка с ужасом и отчаянием вспоминала, как зимой, по воскресеньям, когда остальные дети отдыхали от школы, ей надо было тащиться туда через всю Москву на метро и трамвае…
Чем, скажите, эта история кардинально отличается от ситуаций, знакомых нам по классической литературе, когда красивую девочку мать отводит на панель? Разве что антуражем. Потому что красота нередко превращает человека в товар.
Девочка росла, теперь на нее обращали внимание не только товароведы, перед которыми она ходила по подиуму, но и мужчины. В том числе состоятельные — которые хотели ее купить, как роскошный аксессуар.
Однажды я обронила, что она очень красивая, и она невероятно болезненно на это отреагировала: «Что значит очень красивая? Я же не самая красивая на свете? А если так, то какую ценность имеет эта красота?» В душе красавицы творился ад, она мучилась, постоянно сравнивая себя с другими.
Красота — дар, выигрыш в лотерею, но ты его обязательно растратишь
Маска красоты сбивает внутренний «прицел»: человеку трудно понять, кто он на самом деле. Будучи человеком талантливым, девушка умудрилась не получить никакого высшего образования. Из финансовых соображений она жила с родителями. Папа намертво пил, они не общались.
И, наверное, самым большим достижением нашей с ней терапии было не то, что она избавилась от булимии и депрессии, а что сумела накопить денег, съехать от родителей, найти хорошую работу. И занялась карьерой, вместо того чтобы бесконечно страдать по поводу своей внешности.
Она была одной из первых в моей практике пациенток с нарушенным пищевым поведением: ездила в клинику голодания в Карелии, периодически ела одну гречку или овощи, чтобы сохранить стройность.
К сожалению, наша терапия прервалась, и я не уверена, что ей удалось в итоге принять бремя своей красоты. А ведь в какой-то момент приходится принять еще одно — собственного старения. Красота — дар, выигрыш в лотерею, но ты его обязательно растратишь. Это не тот талант, который можно сохранить и приумножить.
Тело как бренд
Современная история про потребительское отношение к красоте или трепетное брендирование самого себя начинается с ощущения, что «я, такая, какая есть, не хороша». А вещи не просто выполняют практическую функцию, но что-то сообщают обо мне. И тело — презентация меня. Хорошо, если оно подтянутое, спортивное, мускулистое, с гипертрофированными признаками пола — силиконовая грудь, большие искусственные губы…
До 1970-х годов в Америке основная идея рекламы любого товара заключалась в том, что у соседа есть что-то лучшее, чем у тебя. Соседка носит более модное пальто или сосед водит более крутую машину. На этой конкуренции строилась техника продаж.
Когда американский мир наводнился пресыщенными людьми с высокой покупательской способностью, реклама перестала работать. Тогда появилась гениальная маркетинговая стратегия, которая используется до сих пор и помогает продавать любой товар: лекарства, продукты, косметику, машины.
Она про то, что ты недостаточно хорош, чтобы соответствовать определенным стандартам.
Идея, что с твоим телом что-то не так, порождает огромную телесную тревогу и потребность достичь идеала, сделаться принятым. В результате — постоянно молодеющая статистика расстройств пищевого поведения и образа тела.
Зачем мне это тело?
Так что же делать? В любой непонятной ситуации надо «отправляться на базу»: вспоминать, зачем тело изначально нам дано. Это совершенный, единственный инструмент, который есть у мозга, чтобы оперировать в мире.
Помните «Голову профессора Доуэля»? Очень показательная история про то, насколько зависимым становится даже абсолютно гениальный человек, когда у него отбирают тело.
Получается, мы все время промахиваемся: ценим ум как инструмент, способный создавать, ценим красоту за эстетическую привлекательность, но при этом не уважаем сам инструмент, который дан нам природой.
Тело дано не для того, чтобы обслуживать им взор других людей
Мне кажется, пора вспомнить: тело дано не для того, чтобы обслуживать им взор других людей. Телесное «товароведение» до добра не доводит.
Я веду группы по интуитивному питанию, где мы говорим про образ тела. Там обязательно находятся женщины, которые говорят: «Я ухаживаю за собой для себя!» И у меня всегда возникает вопрос: неужели?
Когда начинаешь копать глубже, выясняется: «...для того, чтобы я нравилась другим, чтобы им было приятно на меня смотреть». И обязана соблюдать то, что по мнению всех, обязана делать женщина: брить ноги, укладывать волосы, не выносить мусор без косметики.
Демоническое или божественное
Люди часто рассуждают так: если мне разрешить есть все, я с утра до вечера буду есть сладости и не смогу проходить в дверь. Если мне разрешить не мыться — не буду. Получается, что тело — демоническая отвратительная сущность, которой только дай волю, и она будет толстеть, валяться на диване, не мыться и плохо пахнуть…
Идея эта популярна среди современной молодежи, обожающей презентации. Типичное порождение культуры селфи: «посмотрите, вот у меня красивая еда, а тут красивая я, а вот я в спортивном зале»…
Из классической психиатрии знаем: когда человек перестает соблюдать базовые гигиенические правила, это свидетельствует о психическом расстройстве, болезни. Даже у животных груминговое поведение — первый признак здоровья.
Люди, страдающие шизофренией, перестают мыться — им не до этого. Люди, страдающие клинической депрессией, тоже не моются — у них сил нет. А обычный нормальный человек, если снять с него социальное требование быть красивым, мыться не перестанет.
Зато перестанет работать над своей внешностью под лозунгом «я должен нравиться другим». И будет действовать в направлении «я хочу нравиться себе». А принимать душ приятно. Чистить зубы — тоже.
Выйти изнутри вовне
Стандарты красоты — производное времени, социума, экономических условий. Мы оказались в мире изобилия, с которым не знаем, что делать. И, как дети, которых заваливают игрушками, очень быстро устаем от вещей и хотим новых.
«Я могу позволить себе много вещей» — это компульсивная попытка придать «Я» какую-то особенную ценность. Но через несколько лет изобилия люди понимают, что оно ничего не добавляет к ощущению счастья.
Одно у тебя платье или десять, мало влияет на то, как ты себя чувствуешь. Что действительно влияет на самоощущение, так это чувство, что ты можешь себе это платье позволить.
Так и ценность жизни — в конечном итоге она возникает от способности что-то созидать. Что останется после меня? Музыка или картина, построенная школа или больница, или что-то совсем небольшое. Посмотрите, как тщательно некоторые из нас возделывают свой сад, хотя у них нет необходимости питаться со своей грядки.
Одно у тебя платье или десять, мало влияет на то, счастливой ли ты себя чувствуешь
Смысл в том, чтобы перенести интерес изнутри вовне. Следование стандартам перестает быть смыслом жизни, когда я принимаю свое тело таким, какое оно есть. Оно перестает быть центром вселенной, когда я перестаю воспринимать его как транслятор.
И тогда у меня высвобождается энергия, потому что постоянная избыточная забота о красоте тела перестает меня волновать. Мне дано тело, я им оперирую в мире, чтобы сделать мир лучше. Это то, что наделяет смыслом нашу жизнь.
Я мечтаю о мире, где на красивых людей смотреть будет так же приятно, как на красивый пейзаж. В котором красота не будет наделять людей ни излишними правами, ни излишними обязательствами.
Древние греки понимали, что красота в какой-то момент становится проклятием и источником раздора — я сейчас про Елену и Троянскую войну. Благословением красота становится, когда мы ее отпускаем и получаем возможность наслаждаться ею как фактом реальности. А когда монетизируем или пытаемся решить, кому принадлежит Елена, начинается война.
И когда мы пытаемся увеличить объем собственной красоты, чтобы увеличить свою значимость в мире, начинается история о проклятье.
Об эксперте
Светлана Бронникова, клинический психолог и психотерапевт, специалист в области расстройств пищевого поведения, основатель Центра интуитивного питания IntuEat. Автор книги «Интуитивное питание» (Эксмо, 2015).