Утро. Психотерапевт Алан Штраус (Стив Карелл) — мужчина в годах, отец двух уже взрослых детей, недавно потерявший любимую жену и оттого с головой ушедший в работу — просыпается в незнакомой постели в доме в лесу, в котором никогда прежде не был. На тумбочке возле его кровати аккуратно сложены зубная щетка, паста и лекарство от головной боли, а в углу помещения стоят горшок и туалетная бумага.
В панике от непонимания, где он находится и как оказался в такой ситуации, Алан вскакивает с кровати и осознает, что на одной из его ног цепь, которая не дает ему отойти никуда дальше нескольких шагов от центра неизвестной комнаты.
Так начинается сериал «Пациент» от продюсеров Крис Лонг, Джоэль Филдс и Джозефа Вайсберга, который одновременно исследует, насколько далеко может зайти пациент, желающий получить помощь, и с чем может смириться врач в желании оказать ее.
День до пробуждения Алана Штрауса в незнакомом домике в лесу проходил совершенно обычно. Психотерапевт проводил частный прием у себя дома в минималистично обставленном рабочем кабинете. Среди его клиентов — люди, которые наверняка найдутся в списке пациентов любого другого врача. Например, женщина, которая жалуется на то, что ей не хватает эмпатии: «Я часто слышу эти слова от других, но ничего не чувствую, произнося их самостоятельно». Или мужчина, страдающий от синдрома спасателя, который постоянно ставит нужды окружающих выше своих. Каждого клиента Штраус, как по методичке идеального психотерапевта, внимательно выслушивает и направляет в сторону честного разговора о проблеме.
Однако один клиент, который приходит на сеансы к Алану Штраусу уже на протяжении нескольких месяцев, необычно выделяется. На первой встрече довольно скованный парень, который представился Джимом (Донал Глисон), рассказал, что решил обратиться к психотерапевту, потому что испытывает постоянную злость и не может наладить нормальную социальную жизнь: «Мой отец часто дубасил меня, когда я был ребенком. Я думаю, это травмировало меня». За несколько месяцев молодой человек так и не раскрылся психотерапевту, постоянно увиливая от уточняющих вопросов Штрауса.
Уже в первой серии зритель узнает, что психотерапевт сам «подписал себе приговор», однажды постаравшись сдвинуть с мертвой точки беседы с клиентом
Штраус заявил, что его расстраивает нежелание Джима открыться: «Любому, кто зашел так далеко, кто принял решение начать терапию и продолжает работать над собой, можно помочь». Именно эта фраза доктора, кажется, стала решающей для загадочного пациента Джима, который и похитил психотерапевта.
После пробуждения Алана в лесном домике довольно быстро появляется Джим, которого на самом деле зовут Сэм. Он признается, что похитил психотерапевта, потому что уже в течение нескольких лет неуспешно борется с непреодолимой тягой убивать людей. И, по его мнению, только Алан может помочь ему справиться с ней и «стать нормальным». Он согласен на психотерапию только на своих условиях — на своей территории и только в удобное ему время.
Однако несмотря на весь саспенс, нагоняемый создателями сериала на зрителя, и ужас перед историей маньяка, который нашел свою очередную жертву, «Пациента» нельзя полностью определить жанром психологического триллера. Это еще и настоящая драма взаимоотношений, в которой на примере словесной и не только «дуэли» между Аланом Штраусом и похитившим его Сэмом раскрываются одни из главных принципов успешной психотерапии. Но на примере «от противного».
Психотерапия должна быть безопасной — для всех участников процесса
После признания Сэм настаивает, чтобы Алан сразу начал прием, расспросил его побольше о тяге к убийствам и как можно скорее начал помогать ему. Однако психотерапевт говорит похитителю, что как только он пересек границу, украл его из дома, приковал цепью в доме в какой-то глуши и начал угрожать его жизни, их взаимоотношения не могут быть прежними: «Сэм, сейчас я не твой психотерапевт, я твой пленник». В таких условиях, по мнению врача, излечение невозможно. Он даже предлагает клиенту просто вернуться в его кабинет и попытаться разобраться во всем. «Терапия должна быть безопасной. Нам предстоит ступить на опасную территорию вместе. Но только без страха», — пытается убедить Сэма Алан.
Психотерапия не может быть насильственной
Проведя несколько дней в плену, психотерапевт соглашается просто выслушать серийного убийцу. Тот рассказывает, что последние несколько месяцев сдерживает себя от убийства парня-управляющего в местном ресторанчике, который обидел его, разговаривая свысока. Воздействовать на врача Сэм решает, прибегнув к последней мере — надавив на его профессионализм и желание спасать и не вредить людям. «Я хочу убить его, хоть пока и держусь. Если вы не будете участвовать в процессе, подумайте, к чему это приведет?» — произносит маньяк, вынуждая врача все-таки согласиться.
Пациент должен быть открыт к психотерапии и помощи
Хоть Сэм и говорит постоянно о том, что хочет, чтобы Алан работал над его тягой к насилию и как-то «уговорил» его не убивать следующую жертву, он готов к приемам только в удобное ему время. Несмотря на то что психотерапевт (да и сам зритель) по ходу сериала начинает немного проникаться сочувствием к маньяку, тот все так же закрывается — не хочет говорить о детстве, родителях, истоках своей злобы, бывшей жене и взаимоотношениях с коллегами. Сэм самостоятельно прерывает приемы, сбегает с них, плюет на банальные правила приличия и боится рассказать какую-либо лишнюю подробность о своей жизни.
Так, полностью погружающий зрителя во внутренний мир маньяка и полный драматического накала сериал «Пациент» становится идеальным антипримером нормального похода человека, нуждающегося в помощи, к врачу.
Проект в буквальном смысле вытаскивает из шкафов необычного пациента все больше скелетов, попутно показывая, как он пришел к тому, чтобы перейти все возможные границы во взаимоотношениях не только с врачом, но и с окружающими.
Текст: Ольга Мамиконян