Как заботиться о пожилых родственниках?
Взаимоотношения между поколениями за всю историю человечества никогда не были простыми. Но все еще больше усложняется, когда близкие становятся пациентами: это меняет привычный уклад жизни, порождает множество вопросов и сомнений, накладывает новые обязательства.
Специалисты выделяют две основные модели взаимодействия между пациентом и помощником (человеком, который оказывает уход за больным). Считается, что в основе оптимальной модели лежит доверие и равноправие в распределении ролей: помощник сдержанно контролирует больного, оказывает моральную поддержку, рассказывает о заболевании, объясняет, ненавязчиво корректирует образ жизни близкого и заботливо напоминает о важности соблюдать схему приема препаратов. Пациент, в свою очередь, принимает помощь, но не настаивает на том, чтобы с ним проводили все свободное время.
Во второй модели взаимодействия помощник, как правило, занимает лидирующую позицию: он контролирует жизнь больного, а родственник оказывается в роли ведомого. Такой формат взаимодействия лучше всего подходит в случае, если у пациента есть та или иная степень деменции или другие значимые функциональные ограничения. В подобных случаях помощник зачастую живет вместе с пациентом, совместно с ним посещает врача, записывает рекомендации, задает вопросы, контролирует схему и прием препаратов, а также помогает с поиском информации о заболевании.
Что делать, если родственник отказывается принимать помощь?
Создать положительную мотивацию
Зачастую, несмотря на тревожные симптомы, люди отказываются обращаться к врачу — из-за страхов постановки диагноза они постоянно откладывают визит к специалисту: люди не хотят быть застигнуты врасплох новостью о том, что теперь им нужно будет менять образ жизни и постоянно лечиться.
В таком случае лучшая мотивация — это близкий родственник, который обратит внимание на наличие проблемы со здоровьем, поможет обосновать для пациента необходимость визита к врачу и все те преимущества, которые дают ранняя диагностика и скорейшее начало необходимой и рекомендованной терапии.
Также родственник может помочь решить множество организационных вопросов, например, записаться на консультацию к нужному специалисту. Иначе говоря, в общении с пожилым человеком лучше всего использовать позитивные аргументы: говорить не о том, что человек потеряет, а о том, что сможет приобрести. Стоит постараться объяснить близкому, что может дать своевременный визит к врачу. Не лишним будет даже показать на собственном примере: «Я вчера была у очень хорошего кардиолога. Выяснилось, что у меня повышенное артериальное давление, а я даже не догадывалась об этом. Кстати, на следующий прием могу и тебя записать, ты не против?»
Постараться не принуждать
Такое решение родственник должен принять самостоятельно: заставить лечиться против воли невозможно, как бы ни были сильны ваши собственные переживания.
Безусловно, можно и нужно транслировать свою обеспокоенность, но делать это стоит заботливо и с любовью: «Мама, я же вижу, что тебе становится только хуже. Смотри, у тебя вчера снова было повышенное давление. Я очень тебя люблю и переживаю за твое здоровье. Я бы был спокойнее, если бы мы обратились к врачу и вместе выяснили у него, как лучше тебе помочь».
Выстроить открытый диалог на ранних этапах
Чтобы избежать эмоционального напряжения, стоит как можно раньше обсудить необходимость поддержки и проговорить свою готовность оказать помощь. Важно предложить сразу несколько опций взаимодействия, чтобы родственник имел возможность выбора. Скорее всего, для достижения взаимопонимания и поддержки со стороны пациента потребуется провести с ним не один разговор, а несколько: в такой ситуации необходимо проявить терпение и сдержанность. Каждому, кто заботится о пациенте, следует помнить, что вы вместе преследуете общую цель — сделать лечение максимально эффективным, при этом уважая мнение и личные границы друг друга.
Напоминать по-дружески
Чтобы пожилой родственник не забывал принимать назначенные врачом лекарства, можно каждый день звонить ему в одно и то же время: интересоваться, как прошел день, какие планы на завтра, а заодно дружелюбно и ненавязчиво напоминать о приеме лекарств. Альтернативный вариант — поставить будильник-напоминание на телефоне родственника. Также можно раскладывать лекарственные препараты в таблетницы — в соответствии с нужными днями и конкретным временем.
Разобраться в причинах отказа от приема назначенных лекарств
Если родственник отказывается принимать лекарственные препараты, попробуйте выяснить и вместе разобраться в причине. Например, бывает так, что некоторым пациентам тяжело глотать таблетку: в этом случае стоит уточнить у врача возможность приема жидкой формы или растолченной таблетки.
Глобальная исследовательская компания Ipsos провела по инициативе фармацевтической компании Sevier исследование, которое показало, что пациентам психологически легче принимать меньшее количество таблеток (особенно в условиях, когда пожилому человеку нужно принимать несколько лекарств из-за большого количества сопутствующих заболеваний). В таком случае имеет смысл уточнить у лечащего врача о возможности приема комбинированных лекарственных препаратов, которые могут сочетать в себе сразу несколько действующих веществ? — таким образом уменьшается вероятность нарушения схемы приема препаратов.
Также необходимо выяснить, не сталb ли причиной отказа от назначенной терапии неблагоприятные побочные явления. В таком случае стоит обратиться к врачу и попросить подобрать альтернативу.
Бывает и так, что эти советы не помогают: тогда нужно «за руку» отвести родственника к специалисту
Чаще всего это необходимо, когда пациент в силу изменения когнитивных функций не может рассуждать рационально и запоминать полученную от врача информацию. Однако в большинстве случаев, особенно на ранних этапах заболеваний, предложенные методы позволяют выстроить доверительное и, главное, продуктивное взаимодействие с близким.
Оказывая уход и заботу, не стоит забывать и о собственном здоровье. Уделяйте время себе и остальным членам семьи, занимайтесь чаще тем, что приносит удовольствие и помогает отвлечься лично вам, старайтесь не предъявлять к себе завышенных требований и сохранять позитивный настрой — для больного родственника это может стать лучшей мотивацией.
Врач-кардиолог, к.м.н., менеджер медицинской группы компании Servier