«Когда мне предложили описать этот опыт, я поняла, что почти ничего не помню. Или не хочу помнить…
Постепенно, неохотно поддаваясь моим волевым усилиям, события этих дней начали восстанавливаться, появились картинки.
Картинка первая: скорая помощь
Сердечный приступ случился совсем некстати. Просто врезался в мои планы во время новогодних каникул.
Первый вопрос, который пришлось решать, – вызывать или не вызывать скорую помощь.
Ну пройдет сейчас, вяло думала я. Было скверно и немного страшно. Решение принял муж. Наверное, ему тоже было страшно.
Юный фельдшер, который приехал на вызов, снял кардиограмму, но никак не мог переслать ее в медцентр для расшифровки. Телефонные переговоры с врачом закончились предложением отправиться в больницу. Снова надо было принимать решение. Ложиться в больницу не хотелось. Принимать решение тоже. Хотелось, чтобы кто-нибудь сообщил, где мне будет лучше – в больнице или дома. Врачи и муж приводили аргументы «за», но при этом предлагали решать самой. Решение далось с трудом.
Картинка вторая: приемный покой
Покоя, как вы понимаете, не было. Следующий вопрос, который пришлось решать после обязательных при поступлении в больницу процедур и анализов, о койкоместе. В палате, куда меня отправили, стояло семь коек. Свободна была одна.
«Мы кашляем», – сразу же объявили мне две будущие товарки по палате. Болеть гриппом вдобавок к сердечному недугу не хотелось, и я отправилась к дежурному врачу с прошением о переводе в другую палату. Свободная палата была. Прямо за дверью.
«Кашель – ерунда! Температуры у них нет. Это не грипп», – утешила меня дежурная докторесса.
Добиваться правды не было сил. Гриппом я заболела на третий день, но до этого случилось вот что.
Картинка третья: лечение под контролем
На второй день лечения мне почему-то не принесли коробочку с лекарствами. Об этом печальном факте я сообщила дежурной медсестре. В последующие дни меня пытались заставить принимать пилюли под присмотром медперсонала на сестринском посту.
Картинка четвертая: грипп и скандал
Гриппом я заболела тяжело, с высокой температурой и сильным кашлем. Факт высокой температуры меня заставили доказывать измерением ее, опять же на посту, под присмотром медсестры. Вышла из доверия, «потеряв» лекарства.
Врач во время обхода обвинила меня в симуляции температуры, потребовала доказательств.
Тут уж я не выдержала и попросила ее извиниться – здесь же, в присутствии других больных. И она извинилась! Увы, все, что происходило до этого, меня задело так сильно, что удовлетворения я почти не почувствовала, и осадок все равно остался неприятный.
Правильное решение
В больнице я провела около двух недель, пытаясь вылечиться не столько от болезней сердца, сколько от гриппа с осложнениями. Лечилась самостоятельно, покупая лекарства в аптечном ларьке.
Самое правильное решение, которое я приняла за это время, – бежать из этой больницы. Выписалась под расписку. И месяц еще пыталась справиться с последствиями гриппа и сердечным недугом под присмотром участкового врача.
И даже не поехала за выпиской, настолько тяжелые остались у меня воспоминания.
Сейчас, перебирая в памяти картинки, я думаю: какие неправильные решения я приняла?
Похоже, каждое из них в тот момент, когда я его принимала, было верным. Почему же такой результат? Получается, что плохой результат не обязательно следствие неверно принятых решений. Мы не всегда имеем полную информацию о внешнем мире. А решения принимаем на основе своих представлений о нем. По идее в больнице лечиться хорошо: постоянный уход, все специалисты сами к больному приходят, не надо искать их по разным кабинетам… Но это если больница хорошая. А если нет?
Поиски выхода
Говорить об этом не принято, но все знают, что многие больничные проблемы решаются с помощью денег. Взятками их не называют, называют подарками – врачу, медсестре. Они могут помочь перейти в палату получше, получить больше внимания и меньше недовольства. Но если врач некомпетентен, то никакие подарки не помогут. И еще надо знать, кому, сколько и когда «дарить». А сил на то, чтобы узнавать, не хватает. Когда ты болен, так хочется довериться кому-то сильному, доброму и умному, кто будет принимать правильные решения!
Есть героические родственники, которые следят за всеми нюансами процесса лечения, от операций, лекарств, заливаемых в капельницу, и до… Есть друзья и подруги. Соседи по палате тоже могут поддержать – и советами, и буквально, под руку, когда надо до туалета дойти или ночью медсестру позвать. Не стесняйтесь просить о помощи и не стесняйтесь принимать предложенную помощь! Это если вы уже внутри. А если еще снаружи, готовьтесь. Думать о больнице, конечно, не очень приятно. Но, быть может, стоит заранее разузнать, где какие больницы, какие врачи, почитать отзывы, поспрашивать знакомых. Вообще собрать как можно больше информации и взвешенно оценить ее в спокойной обстановке. Чтобы знать, куда попросить скорую вас отвезти в случае чего».
Билль о правах больного
Некоторые больницы на Западе предлагают поступающим ознакомиться с Биллем о правах. Пример такого документа на английском языке вы можете найти на сайте Северо-Западного мемориального госпиталя (США) http://www.nmh.org/nm/hospital-guide-patient-bill-rights-responsibilities, а на русском в книге Луизы Хей «Сила убеждения»* на с. 181. Приведу здесь некоторые пункты.
- Не чувствовать себя запуганным, подавленным и виноватым.
- Получать от врача полную информацию о плане лечения.
- Задавать вопросы и получать объяснения о своем диагнозе, назначенных медикаментах и процедурах.
- Просить разъяснения непонятных терминов.
- Узнавать фамилии врачей, которые вас лечат.
- Принимать решения о своем лечении, вплоть до полного отказа от него.
- Требовать положенного ухода.
- Настаивать на том, чтобы к вам относились уважительно.
- Сообщать врачу о своем состоянии – как физическом, так и эмоциональном».
*Луиза Хей. «Сила убеждения. Как исцелить себя от болезней». М.: ОЛМА Меди Групп, 2012. – 320 с.