Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая тренера.
Какую йогу он преподает?
Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле это многообразие появилось сравнительно недавно, в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.
«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, — признает психолог Алена Хромова. — Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то — другие».
Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.
Какой у него диплом?
Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, интенсивные месячные курсы подготовки инструкторов по йоге — пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.
Как практикует он сам?
Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги — тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.
«Отношение к преподавателю йоги — наше основополагающее отношение, — отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, — мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»
Насколько он внимателен?
Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.
Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?
Каковы его познания в анатомии
«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, — подчеркивает Алена Хромова. — Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».
Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?
Рассказывает ли ваш тренер о точном выстраивании тела в каждой позе? Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.
Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?
Это необходимые основы для преподавания.
Насколько он заботится о спокойствии
Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.
Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.