Как сочинить ребенку сказку за пару минут: советы родителям
Книга «Мам, расскажи сказку! Как сочинить сказку для ребенка» (Абраказября, 2022)

Самое основное — чтобы главный герой сказки находил у вашего ребенка эмоциональный отклик, был близок и понятен. И здесь нам помогут две вещи: внешнее и внутреннее сходство. Сегодня поговорим о первом. Будет довольно много пунктов, некоторые более важны, некоторые менее. Но познакомиться лучше со всеми.

Совпадение пола героя с полом ребенка

В сказках для взрослых это не обязательно, но для детских сказок очень важно. Особенно если вы пишете сказку для дошкольника, у которого полным ходом идет гендерная социализация. При этом важно понимать, что герои сказки — это не отдельные люди, а разные части одной личности. В каждом из нас есть и герои, и героини. И мужское, и женское. Чтобы в психике ребенка эти образы работали правильно, герои должны быть мужественными, а героини — женственными.

Близость возрастов

Совсем не обязательно говорить в сказке напрямую, сколько лет было герою. Но поведение и речь персонажа так или иначе будут выдавать его возраст (по крайней мере психологический). Он должен примерно соответствовать возрасту ребенка, для которого вы пишете сказку. Тут, конечно, нужно понимать, что это не жесткое соответствие вроде «моей дочке восемь с половиной лет — значит, и принцессе из сказки ровно столько же».

Может ли герой быть старше ребенка?

Иногда ребенку интереснее и важнее герой чуть старше него самого. Потому что сейчас ему, например, шесть лет, и он думает: «Когда мне исполнится семь, я пойду в школу. А как оно там, в школе?.. Как вообще живут семилетние люди? Они же совсем взрослые, не то что я. Им уже, наверное, все можно!» Вспомните себя в детстве. Какой огромной тогда казалась разница в целый год, на целый класс! И возможно, вашему ребенку нужно как бы «заглянуть в будущее», чтобы убедиться: там не страшно, там все будет хорошо.

А когда нужен герой помладше?

Бывает и наоборот: ребенку нужна сказка с героем младше него самого. Скажем, если там, в более раннем возрасте, осталось что-то важное, с чем ребенок эмоционально так и не справился, что не прожил до конца. Это может быть как грустное событие (например, развод родителей, смерть домашнего животного или кого-то из родных), так и радостное, которое тем не менее сделало жизнь ребенка сложнее (рождение младшего брата или сестры, переезд и т. д.).

Бывает и так, что на первый взгляд нет никакого значимого события в прошлом и кажется, нет причин «возвращаться» в тот возраст с помощью сказки, а ребенка туда тянет. Может быть, вы замечали, что в играх ваш ребёнок выбирает роль младше, чем он есть сейчас? Допустим, ему уже пять, а он хочет побыть маленькой лялечкой, которой нужно соску и на ручки. Если так, не ругайте ребенка, не стыдите: «Какая тебе соска, ты уже вон какой большой!» Скорее всего, вашему малышу просто нужно больше внимания и ласки. И кроме порции обнимашек (ее обязательно надо выдать!) напишите для него сказку, в которой герой будет младше, чем ваш ребёнок сейчас. И пусть там, в сказке, герой тоже получит много-много любви и заботы, а к концу истории станет старше и самостоятельнее.

Таким образом вы как бы добаюкаете своего ребенка — и поможете ему повзрослеть. Потому что истинное взросление начинается не с того, что у нас появляется больше обязанностей и ответственности, а с того, что мы достаточно напитались родительской любовью. Стоит отметить, что если мы делаем сказочного героя старше ребенка, для которого предназначается сказка, то старше ненамного.

Понятно, что четырехлетке вряд ли будет интересна сказка о подростке. Возрастной разрыв должен быть максимум год-два. Если же нам требуется герой младше ребенка, то тут все индивидуально. Либо это тот возраст, когда произошло значимое событие, которое все еще не до конца прожито ребенком. Либо тот возраст, в котором была недополучена родительская любовь. Например, когда вы много работали и не могли уделять малышу столько внимания, сколько ему было нужно.

Маленькая подсказка

  • Дети помладше (3–6 лет) любят сказки о животных и игрушках.

  • Детей постарше (5–8 лет) обычно больше интересуют персонажи-люди. Особенно с магическими способностями — феи, волшебники и т. д.

Это, конечно, общая рекомендация, а ориентироваться всегда надо на конкретного ребенка, для которого вы создаете сказку. Что любит он? Какие персонажи нравятся ему? Может быть, ему неинтересны традиционные, классические сказочные герои, но он очень любит трансформеров или Человека-паука. Или у него сейчас период пиратов, волшебных пони, фиксиков и т. д. Тогда, конечно же, лучше всего взять именно такого персонажа.

А может быть, у вашего ребенка есть самый-самый любимый герой, который сейчас затмил всех остальных? Тогда можно сочинить новую историю о нем. Итак, с возрастом героя более или менее разобрались. В чем еще должно быть его внешнее сходство с ребенком?

Внешность

Нельзя сказать, что это обязательное условие, жесткое правило или даже настоятельная рекомендация, как в случае с полом и возрастом. Но в целом внешнее сходство поможет вашему ребенку быстрее сродниться с героем. Здесь срабатывает эффект узнавания: он такой же, как я! Например, если ваш сынишка темноволосый и темноглазый, ему, скорее всего, будет трудно сразу соотнести себя с образом белокурого голубоглазого мальчика-ангелочка. Конечно, и здесь есть свои нюансы. Герой может быть чуть улучшенной версией вашего ребенка. Причем улучшенной именно с его точки зрения. Если ваша пухленькая дочка мечтает быть стройной, то в сказке она может быть изящной феей. Или сын, худенький мальчишка, хочет быть накачанным и сильным — и в сказке оказывается суперменом.

Но помните: здесь важно быть очень и очень осторожными. Иначе, попав в больное место, можно причинить еще бóльшую боль. Иногда ребенок воспринимает (не умея этого объяснить, не понимая, а только ощущая) образ сказочного героя как ваши родительские ожидания. У него может возникнуть чувство, что вы будете любить его тогда и только тогда, когда он станет вот таким — улучшенным, подправленным. Поэтому подобный вариант выбора героя лучше использовать лишь в том случае, если вы не сами сочиняете сказку для своего ребенка, а делаете это вместе с ним. Об этом способе — чуть позже, а пока вернемся к тому, в чем еще может проявляться внешнее сходство героя сказки и ребенка, для которого она сочиняется.

Созвучие имен

Опять же это совершенно не обязательно. Но если такое сходство есть, ребенок быстрее и проще сможет сродниться с героем сказки. Маленькая подсказка. У героев сказки может и вовсе не быть имен! Можно писать просто: «Жила-была принцесса…» или «Один рыцарь…» — и сразу будет понятно, что это та самая принцесса и тот самый рыцарь. Ну, или просто девочка и мальчик. Или даже мышка и ежик. Или вообще кукла и машинка. Все зависит от пола и возраста ребенка, его интересов и т. д. Здесь важно другое: героя не должны звать точно так же. Наоборот, это даже нежелательно. Но хорошо, когда есть созвучие имен. Например, если вашу дочку зовут Валентиной, то она скорее почувствует связь с героиней по имени Виллина, чем с Генриеттой или Марианной. Конечно, необязательно давать персонажам вычурные имена, но зачастую от волшебных сказок дети (особенно более старшего возраста) ждут необычного даже в таких деталях. Если же вы пишете сказку для дошкольника, героев лучше называть попроще. Также в качестве имени можно дать герою ласковое домашнее прозвище вашего ребенка.