Кадр из фильма «Джой» (2015)
Принцип 10–15% площади — под хранение
Итак, чтобы эффективно распоряжаться пространством в доме, примерно 10–15% всей используемой площади нужно отвести под хранение. Это обязательный момент не только в твоем актуальном жилье. Если в следующий раз вы с семьей будете подбирать квартиру, высчитывать квадратуру и смотреть на планировку, там должно быть запланировано под хранение 10–15% от всей площади.
Посмотри на свою квартиру: если у тебя все завалено хламом, то эти 10–15% не помогут. Это и должно становиться хорошим триггером для размусоривания! У тебя есть максимум 15%, так что и оставить ты можешь только то, что там поместится. Еще лучше, если меньше! Чтобы все могли комфортно пользоваться вещами, они не должны валяться друг на друге, мешать доступу к другим вещам, создавать дискомфорт. Если ты жаждешь порядка, то он должен быть «в одно касание». А это предполагает достаточное количество свободного места.
Чем меньше площадь квартиры, тем больше мест для хранения тебе понадобится. И придется делать шкафы под потолок, чтобы сохранить наши 15%.
Принцип 2. Капитализация
Как ты понимаешь, глядя на название принципа, речь тут пойдет не про «капитал» и не про получение дивидендов. Мы позаимствуем термин и применим его к наполнению систем хранения.
Что для нас важно при хранении? Увеличение полезного объема! К примеру, давай рассмотрим вариант, если вместо обычного шкафа ты закажешь нестандартный, выше на полметра — до самого потолка. Выяснится, что при увеличении площади этой мебели все-го на 20–25% ты получишь и увеличение полезного объема. Более чем в два раза! Это то, о чем всегда нужно помнить.
Самое большое возражение, которое озвучивают люди по поводу мебели до потолка — ее визуальная громоздкость
На стадии строительства или капитального ремонта данная проблема легко решается нишами — они скрадывают размеры, шкафы садятся в них как влитые. Если же в квартире или доме не предусмотрены ниши, можно заказать шкаф под конкретные замеры, и пространство будет заполнено максимально полезно.
Можно поиграть со светом, визуально разгрузить пространство зеркалами. Можно использовать шкафы без фурнитуры, которые открываются нажатием, или синхронизировать цвета мебели с цветом стен по принципу абсолютного слияния. Или же использовать гладкие полотна, без выступающих частей. Все это поможет снизить объемный шум, который создает присутствие габаритной мебели.
Принцип 3. Вертикальное и горизонтальное хранение
Если нам нужно оптимизировать пространство, сузив его, тут отлично подойдет метод вертикального хранения. Там, где хранение вещей на плечиках позволит уместить десять вещей, вертикальный способ дает возможность хранить от двадцати до сорока предметов одежды. Десять и сорок — как тебе разница?
С другой стороны, горизонтальные ящики — более обзорные. Когда ты выбираешь кухню или шкаф, помни: все, что расположено до уровня груди, должно лежать в выдвижных ящиках, а все, что на уровне лица и выше — это пространство для вертикального хранения (полки, плечики).
Принцип 4. Логика хранения
Наша задача — обеспечить легкое и естественное воплощение привычки, которую мы формируем, — «Взял — положи на место». Порядок будет только тогда, когда класть вещь на место будет легче, чем даже взять. Нам нужно минимизировать количество вещей, а не строить баррикады из шкафов — это и есть логика. Цель — сделать так, чтобы возвращать вещь на ее место было легко, по пути, периферийно, и рука сама тянулась сделать это. Хранение должно быть организовано таким образом, чтобы ты попросту не задумывалась, положила ли вещь на место, ведь это происходит автоматически.
Принцип 5. Логистика
Хранить вещи удобно и эффективно там, где они используются.
Дмитрий Потапенко (признан иноагентом), российский предприниматель и топ-менеджер больших компаний в сфере ретейла (проще говоря, магазинов) в своем произведении «Честная книга о том, как делать бизнес в России» рассказывает о том, как выбирать место для магазина. Логистика — это самый главный фактор, который помогает определить, где и какой будет трафик.
Путем наблюдений за поведением покупателей он пришел к следующим выводам:
лестница перед входом в магазин отсекает 5–10% трафика;
спуск в подвал — это минус почти 30% трафика;
подъем на второй этаж — минус 50% трафика;
требуется перейти дорогу — минус 40% трафика;
тяжелая входная дверь — минус 10%.
Переложи это все на сферу уборки и поймешь: если нужно куда-то подняться (на стульчик или лестницу), то на свое место вернется на 10% вещей меньше
Если надо спуститься на нижний этаж — минус 30% на месте. А уж если надо тащиться на второй этаж, то добрую половину вещей никто не донесет. Суть не в том, что мы ленивые. Просто такие поведенческие особенности диктует наша биология: если надо преодолевать кучу препятствий, мозг будет искать возможность их обойти, поскольку в его программе зашит алгоритм наиболее легкого пути.
Логику и логистику «потребителям» обязательно нужно обеспечивать. Сейчас такое время, такая динамика, такая жизнь. Это задача менеджера. То есть целиком твоя ответственность! И принцип хранения «в одно касание» здесь оказывается как нельзя кстати!
Принцип 6. Демонстрация лучшего
Да, мы говорим про минимизацию вещей, но это не значит, что наш дом должен походить на операционную, где все стерильно, а из предметов — только стол. Конечно нет. Мы же живем в нем, а значит, там неизбежно присутствуют вещи.
Наш дом должен быть красивым, стильным, эстетичным, современным. При этом на первом плане должно располагаться все самое лучшее: то, что дает нам наслаждение, расслабляет и вдохновляет. Это и есть баланс.
Принцип 7. Глухие двери — открытые системы
За закрытыми дверями в кладовках, шкафах и нишах используй открытые системы. Это поможет минимизировать количество действий, чтобы достать то, что тебе нужно. Открыть глухую дверь — это одно действие. Открыть крышку или ящик закрытой системы — второе и лишнее. К тому же глухие двери помогают скрывать некоторый «неэстетизм» и эклектику открытых систем. Это правило отлично работает для гардеробных: там должны преобладать максимально открытые системы — ведь их не видно. Не хотим же мы построить гардеробную, а потом внутри нее нагородить город-сад с дверками. Так что, дорогая, максимально используем открытые системы за закрытыми дверьми — это очень продуктивно!
Принцип 8. Открытые системы — приглушить
В отличие от закрытых систем, открытые, наоборот, стоит приглушить одинаковыми стилем и цветом. Например, покупай коробки и кофры для белья в одном цвете с обоями: они создадут единообразие системы и снизят визуальный шум, если по какой-то причине у тебя дома есть открытая система.
Принцип 9. Придаем структуру
Однообразные вещи очень хорошо стилизуют и уменьшают визуальный шум. В этом нам помогут специальные разделители, контейнеры, корзины. Да, в этом случае все не будет стоять «по струнке», как с закрытыми системами, но это тоже «одно касание», ведь разделителями мы придаем структуру.
Принцип 10. Долой заводские упаковки
Ничего не храни в заводской упаковке. Это создает сильнейший ви- зуальный шум. Выбрось коробки от бытовой техники. Купи на кухню одинаковые баночки под крупы и сыпучие продукты. И прошу тебя, сними целлофановые пакетики с пультов от телевизора!
«Женщина в доме — это не поломойка, а настоящий управленец. Не тот человек, который бегает за всеми с веником, а высококлассный специалист, обладающий компетенциями, необходимыми для успешной работы менеджера».
Валентина Красникова — многодетная мама, эксперт по тайм-менеджменту, общественный деятель и женский коуч. Сотни тысяч женщин по всей России знают ее как МегаМаму, которая смогла организовать свою жизнь так, чтобы в ней были не только дети (а их семнадцать!), не только быт, не только водопад семейных вопросов, но и самореализация, и карьера, и красота, и жизнерадостный блеск в глазах.