Еще в 1998 году ученые Университета Пенсильвании провели эксперимент, который сегодня может считаться не слишком этичным, но не становится от этого менее убедительным. В нем участвовали двое пациентов с тяжелой формой амнезии. Тяжелой настолько, что они не в состоянии были помнить, что происходило с ними буквально минуту назад.
Пациентам предложили сытный обед, который они с удовольствием съели. Через несколько минут им сообщили, что пора обедать, — и они вновь с аппетитом съели по обеду из нескольких блюд. Все повторилось и в третий раз…
Трудно представить более очевидное доказательство того, насколько важна роль мозга в процессе потребления пищи. Нам достаточно просто не помнить о том, что мы совсем недавно ели, чтобы с аппетитом приниматься за еду. И этим влияние мозга на наши пищевые привычки не ограничивается. В июньском номере журнала по исследованию потребительского поведения (Journal of Consumer Research) представлены сразу несколько любопытных исследований на эту тему.
«Невкусно? Значит, полезно!»
Печальная истина о том, как относится мозг к здоровой пище, известна давно. Плохо относится. Мы бессознательно ожидаем, что здоровая пища окажется не очень вкусной.
Психологи и маркетологи из университетов Южной Флориды, Мичигана и Колумбии в серии экспериментов предлагали участникам чрезвычайно простую и приятную задачу. Они должны были смотреть телевизор, поглощая при этом ломтики шоколадного кекса. Часть кексов была мягкой и нежной, а часть — черствой. Когда телевизор начинал вещать важные и умные вещи о калориях и опасности ожирения, испытуемые безотчетно выбирали более черствые кусочки кекса.
Наличие в ресторане отдельного меню здоровых низкокалорийных блюд способствует тому, что эти блюда заказывают гораздо реже
Авторы исследования уверены: мозг считает более здоровой не только менее вкусную, но и более «трудную» пищу — например, такую, которую тяжелее прожевать. Отсюда опасность переедания, к примеру, орехов или злаковых батончиков. Это весьма калорийные продукты, однако многие явно злоупотребляют ими, исходя из ошибочного постулата: «если так трудно грызть, значит, наверняка полезно для здоровья».
Нашли полезное? Значит, можно есть вредное!
Исследователи Джеффри Паркер и Дональд Леманн выяснили, что наличие в ресторане отдельного меню здоровых низкокалорийных блюд способствует тому, что эти блюда заказывают гораздо реже. Авторы статьи предполагают, что такое меню воздействует на гостей ресторана успокаивающе: они понимают, что попали в заведение, которое не угрожает их здоровью, и, ослабив контроль, заказывают что-то совсем нездоровое.
Впервые эту тенденцию заметили в 2009 году во время наблюдений за посетителями ресторанов быстрого питания McDonald's. В середине двухтысячных McDonald's активно рекламировал наличие «здоровых» блюд в своем меню — в частности, салатов и свежих фруктов. Результат оказался успешным для McDonald's, но не для посетителей.
Ученые выяснили, что реклама привлекала в ресторан большое число людей, придерживавшихся диеты. Они заходили, думая, что смогут найти в меню что-то вполне подходящее для себя. Но в результате заказывали вовсе не салаты или фрукты, а все те же бургеры. Их цель состояла в том, чтобы питаться в заведениях, предлагающих диетические блюда. Что ж, формально они ее достигли…
Большой кусок торта? Никогда! А восемь маленьких?..
И наконец, еще одна опасность, о которой следует помнить тем, кто сидит на диете или считает калории. Представьте себе, что вы должны срочно закончить важную работу, а друг предлагает пойти в кино. Вы наверняка откажетесь, понимая, что не можете себе позволить прерваться на 2-3 часа.
Мы легко избегаем больших соблазнов и, почти не замечая, поддаемся маленьким
А теперь представьте, что тот же друг предлагает выпить по чашке кофе в ближайшем кафе. Вероятность того, что вы согласитесь, резко возрастает. В конце концов, ненадолго освободить голову даже и для работы будет полезно, и чашка кофе не повредит, и займет все это полчаса от силы. В результате вы вполне можете просидеть за задушевной беседой с другом те же 2-3 часа, ни разу о работе и не вспомнив.
Ровно так же все происходит и с едой, выяснили психологи. Мы легко избегаем больших соблазнов и, почти не замечая, поддаемся маленьким. Когда человеку, сидящему на диете, предлагают огромный кусок шоколадного торта со взбитыми сливками, он отвечает решительным отказом. А вот если рядом оказывается блюдо маленьких пирожных с фруктовой начинкой, то он вполне может рассудить, что от одного-то пирожного, да еще и с фруктами, никакого особого вреда точно не будет. А может, и от двух. И от трех…