Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
В наши дни существует масса творческих кружков и спортивных секций: танцы, гимнастика, шахматы, кружок по фото… список можно перечислять долго. Некоторые родители отдают детей в кружки для общего развития, другие уверены: посещать дополнительные занятия нужно только ради достижения результата. Если танцы — то участие в конкурсах и заветные кубки на полке.
Благо уже несколько лет существуют различные творческие конкурсы, на которых дети могут продемонстрировать уникальные способности на всю страну. И это дает им не только заслуженное признание, но и хороший старт для будущего.
Например, всероссийский конкурс «Синяя птица» на канале «Россия 1», который впервые вышел в эфир в 2015 году. В нем дети до 17 лет соревнуются по направлениям: музыка, вокал, оригинальный жанр, актерское мастерство. Победитель сезона 2018 года Глеб Богданович получил возможность сняться в фильме «Последний богатырь. Корень зла». Финалистка сезона 2019 года Виталия Корниенко снялась в фильме «Лед-2» и десятках других картин. Пианист Иван Бессонов на «Синей птице» был отобран на классическое Евровидение и одержал там победу.
Талантливые дети не меньше родителей мечтают получить заслуженное признание их труда. Только порой не хватает мотивации и упорства, чтобы раз за разом оттачивать свое мастерство. И здесь на помощь придут родители, которые смогут грамотно подбодрить ребенка и дать дельный совет, где нужно — показать строгость, а где-то и поощрить. Психологи поделились с нами советами, как грамотно развить талант, при этом не подавлять ребенка и не сломать его.
В какой среде развивается талант ребенка
Креативная, творческая личность развивается в демократичной домашней среде, где человека не заставляют «маршировать строем» и дают свободу для самовыражения. Для развития талантов может пригодиться любой навык. Неважно, музицирует, рисует, ребенок, забивает гвозди или пишет стихи, изучает кузнечиков или подтягивается на турнике. Все это формирует разностороннюю личность.
Нужно создать пространство вариантов, в котором ребенок может попробовать свои силы и найти именно свое. В некоторых странах, например, в первый год обучения в музыкальной школе детям просто рассказывают о разных инструментах и дают попробовать, чтобы дети сами выбрали, на чем они хотят научиться играть. Берем этот принцип и переносим на все остальное: можно показать видео со спортивными занятиями, танцами, примеры рисунков.
При этом отличительная особенность одаренного ребенка — явно выраженная вовлеченность в процесс. Если он действительно получает удовольствие от увлечений, а не занимается из-под палки, он способен достичь многого.
Стоит ли заставлять заниматься через «не хочу»
Насильно заставлять заниматься маленького ребенка неэффективно. Такие «вундеркинды» вырастают и навсегда забрасывают занятия. В худшем варианте у них вообще пропадает мотивация что-либо делать. Здесь нужен более тонкий подход.
Если ребенок проявляет банальную лень, например, не хочет идти в спортивную секцию из-за плохой погоды, то стоит найти подход к стимулированию интереса к занятиям.
Убедитесь, что он высыпается, полноценно питается и ему хватает сил.
Проанализируйте: ребенок не хочет идти на занятия только сегодня или вообще? Возможно, он устал или расстроен тем, что у него что-то не получается. Если ребенку никак не дается какой-то навык, попробуйте отрепетировать его дома. Возможно, в непринужденной обстановке, без жестких указаний педагога он иначе раскроется.
Меняйте маршруты, которыми будете добираться до кружка. Возможно, ребенка утомляет именно дорога. Даже взрослые устают, когда проводят час в пробках. Если есть возможность, найдите секцию поближе к дому.
При выборе кружка обязательно изучите график занятий и сопоставьте с вашим ежедневным режимом, посещением детского сада или школы. В идеале ребенок не должен стоять перед выбором: забросить любимое занятие или учебу.
Успешные люди считают, что можно и нужно заставлять ребенка стремиться быть лучшим. Один из членов жюри «Синей птицы» Николай Цискаридзе в интервью Psychologies рассказывал, что своих феноменальных успехов он добился благодаря авторитарной матери: «Мама очень болела и боялась, что может скончаться до моего совершеннолетия. Когда я стал взрослеть, она меня готовила к тому, что я останусь один. Хотела, чтобы у меня всего было в достатке, чтобы имелась крыша над головой. И ей было очень важно, чтобы если уж я выбрал эту странную в ее понимании профессию, то обязательно стал настоящим профессионалом».
Он рассказывал в интервью Psychologies, что мама разрешила его педагогам применять физическое наказание. Психологи такое бы не одобрили.
«Мама дала карт-бланш моим учителям. Вручила педагогу стек для лошадей и сказала: „Мне нужен результат. Если надо — можете его пороть“. Она и сама была очень жесткой и строгой. Но при этом я имел столько любви и заботы в семье, как никто. Педагог меня, конечно, не порол, но на орехи я получал регулярно».
Ведущая конкурса «Синяя птица» Дарья Златопольская и сама мама — она воспитывает 11-летнего сына Льва. У телеведущей совершенно иное мнение. Она считает, что талант ребенка раскрывается без давления родителей.
«Если не давить, ребенок найдет в себе массу талантов, просто, к сожалению, есть две крайности: когда им не занимаются вообще, и тогда ему сложнее узнать, какие возможности есть в мире, или когда стараются сделать из него во всех занятиях чемпиона мира, и это может вызвать отторжение», — говорила она Wday.
Как воспитать успешного ребенка
Для этого важно придерживаться нескольких важных правил:
Подавать личный пример успешного, креативного поведения.
Создать дома обстановку, помогающую проявлять и развивать творческие способности ребенка.
Заражать детей своей любовью к творчеству.
Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да». Проанализируйте свое поведение и подсчитайте ограничения поисковой активности ребенка, которые приносят больше вреда, чем пользы.
Выбирать демократичный стиль общения, избегать жесткой авторитарной манеры взаимодействия с ребенком.
Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Пресекать подражательство без критического осмысления.
Предлагать ребенку такой материал, с которым вам самому нравится работать.
Не бояться неожиданных вопросов. Даже глупые, на первый взгляд, вопросы для ребенка имеют значение.
Развивать эмоциональный интеллект. Наш интеллект, креативность и другие когнитивные характеристики очень важны для становления академической и жизненной успешности, но более важно в данном случае то, что в психологии именуют эмоциональным и социальным интеллектом. Выдвигают и «задвигают» нас другие люди, поэтому от способностей взаимодействовать с ними (быть лидером и ведомым, уметь убеждать, сотрудничать и быть готовым к сотворчеству) в значительной мере зависит жизненная успешность.
Многодетный отец Сергей Безруков видит в собственных детях актерские задатки, но не спешит навязывать им свое ремесло. Он отмечает, что важно заметить талант в ребенке и направить в нужное русло. Артист придерживается золотой середины: заниматься детьми нужно, помогать им в развитии сильных сторон — обязательно, но не давить.
«Они любят показывать, наряжаться, играют в театр, показывают мне спектакли. Говорить о том, что в них есть мои задатки актерские… Посмотрим… Но у детей у всех есть склонность к театру. Например, Маша может стать режиссером или продюсером. Главное — помочь в развитии, а дальше талантразовьется», — говорит актер.
Как помочь добиться большего
Случается так, что ребенок настолько увлечен своим занятием, что он мотивирован на достижение больших успехов. Как же ему помочь?
Для начала дайте ему пространство дома для тренировки. Пусть это будет стол или уголок, где он может спокойно заниматься своим любимым делом.
Поощряйте его успехи, не оценивая. А как это? Вместо «молодец» или «отлично», выбирайте «ты сам смог это сделать», «у тебя получилось», «ты добился этого».
Помогите правильно спланировать его время, скорректируйте расписание, чтобы у него было достаточно времени для занятий, тренировок и отдыха. Возможно, даже придется прийти в школу и попросить индивидуальное расписание. Например, учеба в музыкальной школе засчитывается как пройденные уроки музыки в обычной. Поговорите со своей школой.
Ваша задача помочь ребенку правильно расставить приоритеты — не для достижения успехов, а для нормального развития.
«Синяя птица»: каждое воскресенье в 18:00, «Россия 1»
Следите за обновлением нашего проекта на woman.ru.