Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах
Фото

Midjourney

Не обязательно быть психологом, чтобы понимать: подобные стереотипы могут причинять большой вред — особенно женщинам, которые по каким-то причинам решают не вступать в брак или не заводить детей.

Но как возник этот известный всем нам стереотип? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории. Знакомый нам образ старой девы одним из первых создал классик французской литературы Оноре де Бальзак в цикле «Человеческая комедия» (1829–1848 годы). Одна из повестей цикла прямо называется «Старая дева», но похожие персонажи присутствуют и в других произведениях писателя.

Старая дева — враг общества?

Почему Бальзак в своих произведениях столь осуждающе смотрел на незамужних женщин средних лет? «Существо женского пола, оставшееся в девицах, холодное и эгоистичное, — это отвратительная бессмыслица. Такой беспощадный приговор вполне справедлив, и старые девы отдают себе в этом отчет. Вполне естественно, что и сами они таят подобные мысли в глубине души, а сознание своей жалкой участи отражается у них на лицах», — писал классик («Турский священник»).

А в предисловии к «Пьеретте» Бальзак даже предлагает вернуть закон времен Французской революции, повышавший налоги для холостых и незамужних

И хотя сам писатель отрицал, что испытывает какие-то предубеждения к одиноким людям, внимательный читатель непременно заметит его явную неприязнь ко всем, кто по какой-то причине не смог создать семью и завести детей.

Мужчин автор также не щадит: в повестях «Человеческой комедии» можно встретить образы женоподобных и глуповатых католических священников и наивных холостяков, доводящих своих родителей до разорения.

Но все же образу старой девы уделяется особое внимание. Кажется, что глубокое сочувствие к женщинам, которое, несомненно, испытывает Бальзак, резко заканчивается, как только речь заходит о тех, кто по каким-то причинам не реализовал себя в качестве жены и матери.

Конечно, предубеждения против холостяков и незамужних существовали и до Бальзака Но, кажется, именно он создал тот узнаваемый стереотипный образ старой девы, который так распространен до сих пор.

В «Старой деве» автор добродушно посмеивается над наивностью простушки, которая настолько несведуща в делах любовных, что не смогла выйти замуж.

В «Кузине Бетти» описываются махинации незамужней дамы средних лет, готовой на все, чтобы разрушить семейное счастье своих родственников, и параллели с образом ведьмы прослеживаются весьма отчетливо.

Наконец, в «Турском священнике» и «Пьеретте» появляются почти идентичные персонажи — две озлобленные, жадные и уродливые старые девы, старающиеся любыми способами лишить счастья окружающих.

Старая дева в произведения Бальзака — это женщина, полностью невежественная в сексуальных вопросах, влачащая жалкое и скучное существование, и, чаще всего, злая по своей природе.

При этом в описаниях автора можно заметить определенный парадокс. С одной стороны, он критикует безбрачие как непродуктивный и неестественный образ жизни. С другой, он старается показать, что безбрачие — это не осознанный выбор того или иного человека, а практически неизбежное следствие его натуры.

Безбрачие оказывается у Бальзака не свободным выбором, а почти «врожденным» состоянием, в чем-то похожим на асексуальность

При этом писатель вовсе не призывает к браку любой ценой. В романе «Тридцатилетняя женщина» он показывает, насколько разрушительно влияет на женскую психику несчастливый брак по принуждению.

Тем более странной кажется его критика безбрачия, ведь во многих случаях это — единственная альтернатива нежеланному и несчастливому браку, который Бальзак также осуждает.

За что писатель осуждает старых дев

Почему же французский классик так суров к незамужним женщинам, фактически приравнивая их к паразитам? Первая его претензия — это отказ от рождения детей: «Человек, не последовавший своему призванию, несчастлив, он становится угрюм и печален; он страдает, а страданием порождается озлобленность» («Турский священник»).

Еще одна трагедия одиноких, по мнению Бальзака, — отсутствие любви и влечения в их жизни. Влечение для писателя — могучая мотивирующая сила, ведущая его персонажей к героическим поступкам.

Главная отличительная черта старых дев в произведениях Бальзака — именно отсутствие в их жизни любви в широком смысле слова

Лишенные любви к мужчине, они также неспособны и к любви семейной: одна из героинь — Сильвия Рогрон — доводит юную двоюродную сестру до смерти, а кузина Бетти из одноименной повести своими махинациями последовательно разрушает жизнь родственникам.

Похоже, что Бальзак считал пороком отсутствие у женщины сексуальной жизни? Для писателя старая дева — это женщина, потерявшая свою женственность и ставшая неким бесполым или андрогинным существом. Для него женщина без мужа и детей вообще перестает быть женщиной.

При этом бальзаковские героини, не находящиеся под властью мужчины (мужа или любовника), сами начинают подчинять себе окружающих. Мадемуазель Гамар, Сильвия Рогрон и кузина Бетти подавляют окружающих мужчин и доминируют над ними. В каком-то смысле женский отказ от личной жизни по Бальзаку становится бунтарским актом, грозящим перевернуть привычный порядок вещей с ног на голову.

И как бы Бальзак ни пытался показать свое отвращение к старым девам, нельзя не заметить его жгучий интерес к их «аморальному» образу жизни

Махинации коварной кузины Бетти автор описывает с настоящим упоением, тем самым невольно делая ее гораздо более интересным и харизматичным персонажем по сравнению c окружающими «благопристойными» людьми.

Через эти образы автор доносит читателю недвусмысленное послание: «одинокая женщина представляет угрозу для семьи — фундамента традиционного общества». Тем самым она превращается в пугающую, монструозную фигуру. И, возможно, больше всего писателя пугает независимость такой женщины, ее неспособность подчиняться мужчинам. 


По материалам работ Лу Бельяр (Loup Belliard) — специалиста по литературе из университета Гренобль-Альпы (Франция)