Про выбор пути
— Что касается поиска профессии, то у меня был довольно извилистый путь. Как ребенок из достаточно консервативной семьи, я никогда не думала о творческих профессиях для себя. Я училась на психолога и планировала работать по специальности. Но однажды в мои личные сообщения постучался фотограф и предложил мне поучаствовать в одном творческом проекте в качестве модели. И я, недолго думая, согласилась.
Это был новый опыт, знакомство потянуло за собой знакомство, так я погрузилась в совершенно иную для себя среду творческих людей: фотографов, дизайнеров, визажистов, стилистов. Пробовала сама реализовывать себя в самых разных направлениях. Пыталась фотографировать — даже снимала несколько свадеб, делала украшения из натуральных камней…
Естественно, все это было в рамках хобби, так как шло параллельно с учебой. Потом я уже достаточно остепенилась, найдя себя в сфере моды. У меня было несколько проектов, которые я вела как fashion-стилист. Постепенно я поняла, что это немного ограничивает меня, так я пришла к профессии художника по костюмам.
Про стоп-моушен-дизайн
— Тема стоп-моушен-дизайна пришла в мою жизнь довольно спонтанно. Мне всегда нравились видео в силе стоп-моушен-анимации, они казались мне трогательными и в то же время странными в своем восприятии.
И вот однажды вечером, сидя за чашечкой чая, я подумала: почему бы не попробовать сделать такое самой? Без сторонней помощи это практически невозможно, поэтому встал вопрос: как я могла бы реализовать это одна, сидя в комнате, используя те ресурсы и знания монтажа, которые у меня есть на данный момент.
Уже тогда я работала с фотошопом и решила сделать стоп-моушен, просто нарезав все элементы в коллаж, и постепенно двигала все элементы, вдыхая в них жизнь. Так я увлеклась этой темой и со временем разделила две сферы: история с костюмами стала для меня коммерческой, а стоп-моушен дизайн — для души, плюс коммерция, но я берусь за анимированные проекты достаточно избирательно.
Про любимые проекты
— Если говорить о театральных работах, то самые любимые проекты — это, пожалуй, первый и последний, так как врезались в мою память больше всего. Первой моей работой был проект для FIFA. Во время открытия чемпионата мира по футболу я участвовала в создании иммерсивного перформанса: мы с командой придумывали костюмы и постановку.
Последний проект называется «Темные хвосты фей». Это большое театральное шоу, для него мы сделали более 30 уникальных костюмов в стилистике героев русских народных сказок и былин.
Про образование в России
— У нас в России есть только пара государственных университетов, где учат на художника по костюмам, — это МХАТ и ВГИК. Так как госвузов мало, большинство моих знакомых, из тех, кто работают как художники по костюмам, в основном приходят в эту профессию из других сфер. Кто-то бывший дизайнер, кто-то заканчивал Текстильный университет, кто-то, как я, пришел из сферы дизайна. Конечно, если у тебя есть корочка госвуза, это будет плюсом в дальнейшем продвижении и создаст отличный фундамент для работы, но опыт и профессионализм, конкретно в данной сфере, может сыграть не хуже.
Что касается стоп моушен-дизайна, то в Высшей школе экономики есть подразделение Школа дизайна, там очень много направлений, в том числе в различной анимации, компьютерной графике. И я думаю, там здорово было бы поучиться. Также существует много негосударственных курсов, но там все индивидуально. Качество материала зависит от мастеров, которые преподают.
Я лично самоучка в области стоп-моушен. И могу сказать, что это тоже путь. В интернете очень много информации, которая вполне может заменить учебу на специальных курсах, если иметь сильное желание и не лениться.
В целом, мне кажется, здорово, что сегодня в России у творческих людей есть выбор. Ты можешь получать государственное образование, можешь учиться на курсах, можешь даже заниматься самообразованием, — любая из этих дорог может привести тебя к успеху. Возможности есть: главное — найти свое предназначение и верить в себя.
Про самопродвижение
— В наше время очень важно правильно себя подавать в соцсетях, формировать свой личный бренд и стиль, и мне кажется, для большинства творческих людей это вопрос болезненный. Ведь быть хорошим менеджером не равно быть талантливым художником. Тут может быть два пути: либо перебороть себя и работать еще и в этом направлении (именно работать, потому что грамотное ведение соцсетей отнимает огромное количество времени и сил), либо искать заинтересованного в тебе менеджера.
Второе, по-моему, надежнее, ведь так ты будешь заниматься своим делом и не тратить время на суету. Что касается меня, я, наверное, хотела бы в будущем научиться грамотному ведению соцсетей.
Про характер
— Я думаю, что, для того чтобы быть талантливым художником, характер не важен совершенно. Ты можешь быть любым: скромным, открытым, веселым или меланхоличным. А вот что касается продвижения, тут уже другая история: характер, умение идти к цели, твердость и некоторые пробивные качества здесь играют серьезную роль.
Про вдохновение
— Я не очень люблю понятие «вдохновение», когда речь идет не об искусстве ради искусства, а именно о творческих профессиях, когда ты зарабатываешь искусством. Думаю, для меня важно не столько вдохновение, сколько опыт и умение работать. Результат, который ты покажешь, зависит от многих составляющих: от жизненного опыта, насмотренности в самых разных сферах, твоих знаний, ощущений и переживаний.
По сути дела, художник — это такой большой котел, в котором все варится. Поэтому нужно как можно больше нагружать себя различными эмоциями, ощущениями, знаниями. Слушать и смотреть не только, что нравится, но и то, что вызывает непонимание. Серьезную роль играет умение работать с источниками: если речь идет об историческом проекте, ты должна перелопатить огромное количество материала и выделить для себя главное.
Про аудиторию
— Моя аудитория — это в основном девушки, женщины до 40 лет. Отзывчивые, творческие, очень добрые. Они необязательно сами работают в творческих профессиях, но любят нестандартный подход.
Про избирательность
— Я очень избирательна. Считаю, что на каждый проект найдется свой человек, который сможет реализовать себя в нем сполна. Иногда ко мне приходят заказчики, которым нравится моя стилистика, и предлагают сделать что-то совсем в другом стиле, или рекламодатели, продукт которых мне не близок идеологически, — я отказываюсь. Мне кажется, важно не бояться сказать «нет».
Особенно это важно на первых порах, когда «голодный художник» хватается за любой способ заработка. Лучше не распыляться и сформировать свой стиль, по которому тебя будут узнавать, а для заработка найти какую-то сферу, которая будет приносить деньги. Для меня таким направлением стал стоп-моушен-дизайн.
Про русский менталитет
— Я не очень верю в менталитет как во что-то недвижимое и превалирующее над тобой. Мне кажется, что среда и окружение больше влияют на человека. Ведь если взять русского человека, который родился и вырос за границей, едва ли в нем будут проявляться все эти качества, о которых любят говорить в связи с русским менталитетом. Поэтому я за то, чтобы формировать себе среду и питаться от нее, вылепливая свой собственный характер и свою творческую ментальность.