Важна ли техника в танго? Да. Если вы хотите получать удовольствие от какой-либо деятельности, то развитие соответствующих навыков и самосовершенствование в ней принесет вам радость. Техника даст вам комфорт движений, сделает их более свободными. Ваш танец станет богаче, сложнее, поможет вам подняться на ступеньку выше в иерархии партнеров и партнерш. Вы сможете полнее и глубже наслаждаться танцем. Однако формула «хорошая техника = хорошее танго» не работает. Точнее, не до конца.
Об авторе
Вероника Туманова, танцовщица и преподаватель танго, основатель и педагог школы «Танго Мон Амур» в Париже.
Я очень часто слышу примерно такие отзывы партнеров о партнершах (и наоборот, так что в цитате можно просто заменить «она» на «он»): «Мне нравится с ней танцевать. Она, может, даже и весьма средняя танцовщица, но зато у нее…» И далее следует качество, которое совсем не всегда имеет отношение к технике: объятие, контакт, музыкальность, энергия, страсть. Качество, совокупность которых правильнее будет назвать «человеческим фактором». И на мой взгляд, правильная формула танца звучит вот как: «техника + человеческий фактор = хорошее танго».
Что я понимаю под человеческим фактором? В первую очередь – отношение к себе. То, каким или какой вы себя видите, ощущаете и преподносите миру. Насколько вы себе нравитесь или не нравитесь, насколько вы себя любите или презираете. То, как вы относитесь к вашему танцу, к вашей технике, к тому, как вы выглядите, вашей женственности или мужественности, осанке, навыкам – и так далее. Человеческий фактор – это ваша способность любить себя и свет, которым эта любовь освещает вас изнутри.
В танце всегда видно, каков человек на самом деле. И чтобы показать себя, ничего не скрывая, нужна храбрость. Как написала одна преподавательница фламенко, «вы не сможете научиться красиво двигаться, если в глубине душе убеждены в своей некрасивости». Ни один преподаватель не научит вас танцевать танго, если вы не любите свое тело. И даже если вы сделаете подряд пятьдесят правильных очо, это вряд ли вам поможет. А если научитесь любоваться своим телом – поможет.
Второй важный компонент – это отношение к другим. Но и оно напрямую зависит от вашего отношения к себе. Любовь порождает любовь. Конкретно в танго это означает: способны ли вы обнять другого человека и быть с ним до конца танца? Способны ли вы ощутить его тело и почувствовать его музыкальность? Легко ли прощаете другому несоответствие вашим ожиданиям? Пользуетесь ли вы партнером или партнершей исключительно для собственного удовольствия? Ведь разница между «танцевать» и «танцевать вместе» – та же, что между «заняться сексом» и «заняться любовью».
Есть в «человеческом факторе» и еще один очень важный момент: ваша связь с танцем как таковым. Эта связь рождается благодаря музыке. Суть танца не в совершении определенных движений. Суть танца в выражении музыкальных образов всем вашим существом. Как пишет Эрик Франклин, танцор и преподаватель классического и современного танца, «самая важная техника в танце – любовь к нему». Есть люди, способные выражать музыку движением, и дальнейшее обучение технике помогает им эту способность развить. Но у многих эта способность отсутствует или развита очень слабо, поэтому самая сложная задача преподавателя танго не в том, чтобы научить вас правильному движению, а в том, чтобы научить вас ТАНЦЕВАТЬ.
Есть ли удовольствие в танго без техники? Да сколько угодно! Если вы продвинутый танцор или танцовщица, это уже значит, что начинашкой вы так или иначе получили массу удовольствия – иначе просто не остались бы в танго. Обязательно ли учиться технике? Скажем так: никто еще не страдал от ее избытка, а вот людей, страдающих от ее недостатка, я встречаю ежедневно. Но по-настоящему хороший преподаватель помогает не только освоить технику, он учит и тому, что составляет тот самый человеческий фактор.
Один мой очень давний друг как-то рассказал мне: «Знаешь, я хорошо помню наше знакомство много лет назад. Ты сидела, симпатичная такая, новенькая совсем девушка, и завороженно смотрела на крутых танцоров. А я был одним из них, я был крут, я танцевал уже так давно – два года, шутка ли! – что начал забывать, что же, собственно, в танго такого хорошего… Я тебя пригласил. Ты была совсем начинашкой, не только не умела делать очо, но даже понятия не имела, что это такое. Но, танцуя с тобой, я вдруг понял, что я всегда искал в танго для себя. В тебе было столько танца, такая наполненность им, такая безоговорочная отдача... Я помню, что в тот вечер я уходил с танцпола и думал: впредь я хочу, чтобы все это было и у меня – всегда».