Эстетика недопотребления: в чем смысл нового тренда зумеров и что он говорит о нашем обществе
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В чем суть тренда

Новый вирусный тренд в соцсетях называют undercompensate core, или эстетикой недостаточного потребления — и это своего рода «ответ», противопоставление сложившемуся в последние десятилетия «обществу потребления».

Идея «недостаточного потребления» в том, чтобы показать, какой может быть жизнь без регулярной покупки новых (и навязанных рекламой от продавцов и производителей) вещей — от одежды и аксессуаров до домов и квартир. Заношенные свитера и кроссовки, устаревший интерьер и бытовая техника, разрезанные тюбики кремов и зубной пасты, из которых молодые люди по капле пытаются выдавить остатки содержимого — все это и не только можно встретить в многочисленных видео в TikTok.

Как фанаты тренда объясняют его смысл

Противостояние лидерам мнений

Поклонники новой эстетики видят ее смысл в том, чтобы противостоять обществу потребления, в котором больше всего видимы богатые инфлюенсеры. Так, вместо переполненных полок холодильника, косметичек с новейшими продуктами и модных нарядов пользователи выкладывают простенькие старенькие шкафы, доставшиеся им по наследству от родителей, подержанную одежду, которая прослужила много лет, и базовые коллекции косметики и средств по уходу за кожей.

Популяризация нормальности

Видео поклонников «недопотребления» в целом показывают обычную жизнь: не у всех людей есть фешенебельные дома, обилие продуктов в холодильнике (особенно если вы живете одни или с партнером), последние девайсы и гардеробы, ломящиеся от роскошной одежды. Такие ролики романтизируют разумное потребление того, что у вас уже есть, и популяризируют другой образ жизни, в котором не обязательно отказываться от того, что тебе дорого, но «морально устарело». В конце концов, такие вещи можно починить своими руками или, в худшем случае, отдать на переработку.

Новый этап пост-пандемии

Во время пандемии коронавируса люди пересмотрели свои взгляды на жизнь: кто-то решил «замедлиться» вместо бесконечной погони за деньгами и повышениями на работе, другие — полюбили бывать дома и заниматься бытовыми делами, третьи — стали экономнее и осознаннее к тому, что их окружает. В этом случае undercompensate core становится логичным продолжением других трендов — например, коттедж-кора — в которых главным была гармония с собой и с окружением.

Какая проблема скрывается за трендом недопотребления

Сами фанаты undercompensate core по-разному объясняют свою любовь к этому тренду — некоторые их мнения приводят журналисты The New York Times:

  • «Мы устали быть похожими друг на друга, обладать белыми, бездушными и скучными домами. Мы хотим цветов, оттенков, характера»;

  • «Это хороший способ показать, что сверхпотребление — не норма для большинства людей. Этот тренд отвергает влияние лидеров мнений и крупных компаний, которые за ними стоят и стремятся сделать все, чтобы мы покупали и потребляли еще больше»;

  • «Чувство, что людям интересно то, что для них жизненно и знакомо, освежает. Даже если речь о запачканной кухне»;

  • «Демонстрация богатства, которая раньше вызывала восхищение, теперь стала бесчувственной и неприемлемой».

Кроме того, некоторые признаются, что новый тренд не столько о том, чтобы «недопотреблять», сколько об осознанном подходе к покупкам и использованию разных вещей. На это влияют сразу два фактора — забота об экологии и экономические проблемы.

Так, например, экономисты в статье The New York Times отмечают, что после пандемии люди стали больше покупать различных товаров в попытке компенсировать время, проведенное на самоизоляции. Затем это стремление к шопоголизму сменился «вайбцессией», или общим и глобальным чувством экономической тревоги. Многие люди, как говорят исследователи рынка, ответили на это ужесточением своего бюджета, что привело общество к эстетике «недопотребления».