Новая экранизация знаменитого романа французской писательницы Эммануэль Арсан, оставившего яркий след в литературе и кинематографе, предлагает свежее прочтение спустя почти 50 лет после выхода первой версии в 1974 году. Теперь оригинальное произведение Арсан переосмыслено с учетом современных взглядов на мораль и роль женщины в обществе. В отличие от первой экранизации, где героиня находилась под влиянием наставлений опытного мужчины, в новой адаптации Эммануэль выступает независимой и самостоятельной девушкой, которая сама определяет свой путь и желания.
К какому психотипу можно отнести героиню фильма «Эммануэль»? Какие ведущие черты ее характера можно выделить?
Эммануэль можно отнести к параноидальному (контролирующему) типу личности. Ее основные черты характера включают внутреннюю тревогу и напряжение, которые она компенсирует стремлением к контролю и предусмотрительности. Это выражается в ее поведении, осанке, движениях и даже выражении лица, демонстрирующих некий снобизм и дистанцированность.
Для параноидального типа личности характерно избегание глубоких контактов, несмотря на внешнее стремление к ним
Такие люди склонны к перфекционизму и выбирают виды деятельности, где можно минимизировать риски. Эта установка формируется в детстве под влиянием убеждения, что мир опасен и требует постоянного контроля, чтобы избежать катастрофы. Однако невозможность контролировать все неизбежно приводит к разочарованиям, усиливающим тревогу и вызывающим внутреннее истощение.
Как с точки зрения психологии можно объяснить стремление Эммануэль к контролю и страх (а с другой стороны, желание) этого контроля лишиться?
Стремление Эммануэль к контролю объясняется ее типом личности: для нее контроль — способ снижать тревожность. Неопределенность и невозможность понять действия других людей усиливают ее внутреннее напряжение, поэтому она стремится все держать под контролем, анализировать поступки окружающих и предугадывать возможные угрозы. Это видно, например, в ее наблюдениях за главным героем и попытках понять его мотивы.
Ключевые черты ее характера включают:
Тотальный контроль: стремление знать и управлять всем вокруг.
Демонстративность: желание быть заметной и поддерживать статус. Люди параноидального типа личности — яркие, достаточно редко остаются незамеченными, на них всегда все обращают внимание. Для них очень важна статусность, вообще, поддержание статуса это для контролера очень очень важный параметр.
Доминирование: потребность быть выше других.
Перфекционизм: стремление к некому идеалу и совершенствованию всего без конца, то есть если ставят какую-то задачу, например: ее руководитель говорит «У вас мало времени!», она не спорит, она просто знает, что ей надо это решить.
Самоуверенность: вера в собственные силы и достижение целей.
Желание лишиться контроля связано с тем, что постоянное напряжение утомляет. Психика естественным образом ищет способы расслабления, чтобы снизить давление и восстановить баланс.
Какие психологические проблемы скрываются за невозможностью испытывать удовольствие?
Одной из причин может быть ангедония — состояние, при котором человек не чувствует радости ни от жизненных событий, ни от позитивных эмоций. Оно сопровождается чувством пустоты, отсутствием энергии и неспособностью наслаждаться даже яркими моментами.
Ангедония нередко является признаком депрессивного расстройства, как мы можем наблюдать у главного героя фильма
Причины этого состояния могут быть различными. С точки зрения биологии ангедония связана с нарушениями мозговой активности, что подтверждено исследованиями. С психологической точки зрения она может быть вызвана перенасыщенностью событиями, впечатлениями, увлечениями, которые влекут за собой снижение интереса к жизни в целом. Есть такая прекрасная фраза «главное вовремя остановиться». Например, у ребенка, которому постоянно дарят много игрушек, со временем пропадает интерес к ним.
Путешествие героини в Гонконг — это во многом ее путешествие к самой себе. Как удовольствие связано с вопросом самоидентификации героини? Как может атмосфера и обстановка влиять на восприятие человеком собственной сексуальности?
Путешествие героини в Гонконг связано с ее попыткой разобраться в себе и своей самоидентификации. Ее стремление к удовольствиям можно попробовать объяснить отсутствием возможности познать себя в детстве. В возрасте 4–7 лет, когда важно давать ребенку свободу выбора и самовыражения, ее этого лишили. Это период, когда ребенок изучает свое тело, пытается чувствовать и реализовывать свои первые желания, формируя представление о себе.
Если этого не происходит, во взрослом возрасте, около 35–40 лет, психика дает «второй шанс» через кризис среднего возраста. Героиня сталкивается с таким кризисом, осознавая, что живет в угоду другим и не знает, чего хочет на самом деле.
Атмосфера и обстановка также играют важную роль в восприятии собственной сексуальности
Сексуальность связана с внутренней свободой, которая часто подавляется из-за страха осуждения. В новой среде, где никто ее не знает, героиня чувствует себя свободнее, что позволяет ей исследовать свои желания.
Так, сцена с незнакомцем в туалете отражает эффект «синдрома попутчика» — ощущение свободы из-за отсутствия обязательств перед другим человеком. Например, когда человеку в поезде рассказывают что-то, что, возможно, не рассказали бы никогда никому из близких. И здесь в сексуальной жизни это тоже срабатывает: «Мы друг друга не знаем, мы друг другу ничего не должны», — определенный такой ключик к внутренней психической свободе. Потому что у психики героини стоит одна задача — пройти кризис самоидентификации.
В чем причина одиночества, опустошенности и отстраненности героини. Не пытается ли она заполнить эту пустоту сексом?
Одиночество, опустошенность и отстраненность героини связаны с ее страхом и неспособностью выстраивать близкие отношения. Это внутренний конфликт: она нуждается в любви и ощущении значимости, но пережитые травмы — возможно, детские или подростковые — делают проявление чувств и установление близости небезопасным.
Безопасность — базовая потребность, и ее отсутствие, будь то в эмоциональном или материальном плане, заставляет человека подчинять свои действия поиску этой безопасности
У героини сексуальные связи становятся способом временно почувствовать себя значимой для другого человека, но она сразу же отталкивает партнера из-за страха столкнуться с ощущением собственной ненужности. Это неосознанная защита, и в реальной жизни самостоятельно человек практически не способен осознать, что за него действует травма, а не он сам. Эффективное решение требует долгой работы, обычно не менее двух лет качественной терапии.
Герои эротических драм часто ищут новые формы наслаждений и удовольствий. Каковы основные психологические потребности, стоящие за этим стремлением?
Стремление героев эротических драм к новым формам наслаждений и удовольствий связано с попыткой удовлетворить базовые психологические потребности в любви, собственной значимости и ощущении нужности.
Эти потребности лежат в основе человеческой психики, но здесь важно отметить механизм, через который психика справляется с внутренними конфликтами
Когда человек переступает определенную моральную или эмоциональную грань, психика, чтобы защитить его от разрушительного чувства вины, стирает эту границу, превращая ее в нечто привычное, и делает нормой. Это позволяет человеку продолжать двигаться вперед, избегая ощущения предосудительности своих действий. Постепенно эта граница смещается, и возникает потребность в чем-то большем. Именно таким образом психика формирует толерантность к прежним стимулам и подталкивает к поиску новых, более интенсивных переживаний.
Для Эммануэль сексуальность становится способом самопознания. Каковы основные этапы этого процесса, и что может помочь человеку глубже понять свои потребности и границы?
У нее не сексуальность становится способом самопознания, а стремление преодолеть внутренний кризис, о котором упоминалось ранее. Выбор этого пути объясняется особенностями психики: она всегда выбирает наиболее доступный и понятный для человека метод. Если в детстве этапы познания своего тела и прохождения кризиса желаний или самоидентификации не были прожиты полноценно, это отражается во взрослой жизни.
Основной этап процесса самопознания начинается с элементарного умения ощущать и понимать свое тело
Это ключевой момент, поскольку способность чувствовать свое тело — основа для восприятия других аспектов своей жизни. Как гласит одно из правил психотерапии: если человек не способен почувствовать то, что принадлежит ему по праву, то есть свое тело, он не сможет полноценно чувствовать ничего другого.
Для начала нужно научиться осознавать свои базовые физические потребности: отдых, желание прикосновений, потребность в расслаблении или, например, в сексуальных отношениях. Главное здесь — не столько получение удовольствия, сколько умение понять, чего хочет тело в данный момент.
Следующие этапы углубляют этот процесс. Например, познание тела через мастурбацию, которая может быть полезной практикой для понимания себя, относится к более поздним этапам — вторичным или даже третичным. Важно, чтобы каждый шаг был осознанным и направленным на развитие связи с собой, что позволяет человеку глубже понять свои потребности и установить личные границы.
Эммануэль сталкивается с переосмыслением своих взглядов на близость и свободу. Почему эти аспекты могут меняться с возрастом и опытом?
Эммануэль сталкивается с переосмыслением своих взглядов на близость и свободу, и это связано с этапами личностного развития, которые могут быть упущены в детстве и затем проявляются во взрослом возрасте. Ранее упоминалось о кризисе желаний и самоидентификации, который должен быть прожит в детском возрасте (примерно от 4 до 7 лет). Если этот этап не пройден, психика предоставляет второй шанс в возрасте 35-40 лет — так называемый кризис среднего возраста. Ранее мы уже немного говорили о нем.
Этот кризис — на самом деле попытка человека осознать и удовлетворить свои истинные желания, определить, кто он есть, и понять, что ему действительно важно
Если человек успешно проходит этот этап, его взгляды на близость и свободу меняются, становясь более осознанными и зрелыми. Однако если кризис остается нерешенным, это может проявляться в дальнейшем, даже в возрасте 60-70 лет, когда женщины заводят себе молодых любовников, а мужчины все никак не могут остепениться.
Таким образом, изменение взглядов на близость и свободу с возрастом — это естественный процесс, который зависит от опыта и степени осознанности человека. Прохождение этих кризисов помогает переосмыслить свои ценности и понять, что действительно делает человека счастливым и свободным.
Фильм основан на культовом романе. Как вы считаете, что изменилось в восприятии женской сексуальности с момента выхода оригинала до сегодняшнего дня?
Вопрос действительно очень интересен, потому что изменилось многое. Даже восприятие женской сексуальности с момента выхода первого фильма поменялось. В оригинале романа речь шла о сексуальности как о процессе исследования и познания, когда женщина уверена в своих желаниях, но готова исследовать новые границы.
В современном фильме же акцент смещен на запутанность, на попытки разобраться с подростковыми переживаниями, несмотря на то, что перед нами взрослая женщина
Важно различать биологический и психологический возраст. Человеку может быть 30, 40, 50, а психологически он застрял вообще в другой истории, и пока он эти истории не отработает, психика будет выстраивать всю его жизнь таким образом, чтобы он ее отработал.
Сейчас, с одной стороны, такой рассвет психологии, но с другой, без глобального увлечения психологией, жизнь человека была проще, здоровее и лучше.
Психолог, сексолог, специалист в области краткосрочной стратегической терапии, автор книги «ЛибиДО и ПОСЛЕ», ведущая телеканала «Доктор»
Личный сайт