Тысячи людей употребляют для обозначения своей привязанности к «Доктору Хаусу» околомедицинский термин «подсесть». Они объединяются в страстные фэн-клубы. Ради него осваивают искусство скачивания фильмов из Интернета. Не спят ночами в ожидании очередной серии. Ругают перевод, в котором сериал появился на «Домашнем», и выдвигают альтернативные варианты. Заполонили Интернет соображениями на хаусовский счет, домысливая подробности биографии героя и его отношения с коллегами, обсуждая его диагнозы, возмущаясь и восхищаясь, угадывая его будущее и прошлое.
Откуда такая любовь и даже зависимость? «Хаус», похоже, сделал столь любимую его героями компьютерную томографию самосознанию и самооценке современного homo sapiens и увидел немало болевых точек: безграничное доверие к науке плохо сочетается с ясным пониманием неизбежности смерти, огромные возможности технологий приводят к восприятию медицины как новой магии, стремление преуспеть и «иметь» порой мешает просто «быть»... Но главное, что притягивает нас в «Хаусе», – это сам Хаус: ни с кем не считающийся «анфан террибль», правдивый до жестокости, но при этом хорошо знающий людей, готовый на все ради истины и умеющий понять и высказать то, что другим не под силу.
Недобрый, несчастливый, умный, самоуверенный и одинокий доктор Грегори Хаус из клиники «Принстон-Плэйнсборо», штат Нью-Джерси, стал новым героем нашего времени. Романтическим героем в классически литературном смысле слова – одиночкой, бросающим вызов Року, Обществу, Богу.
Его даты
- 3 июля 1959: в Лондоне (Канада) родился создатель сериала Дэвид Шор.
- 11 июня 1959: в Оксфорде (Великобритания) родился Хью Лори.
- 1993: Лори начинает сниматься в телесериале «Дживс и Вустер» в роли Берти Вустера.
- 1995: преуспевающий адвокат Шор дебютирует на ТВ как сценарист.
- 16 ноября 2004: первая серия «Доктора Хауса» показана на телеканале Fox (за ней последовали остальные 85).
- 2006: премия «Эмми» Шору как лучшему драматургу и «Золотой глобус» Лори как лучшему актеру в телесериале (всего у «Хауса» 23 награды и 48 номинаций).
- 27 августа 2007: «Доктор Хаус» начинают показывать на российском телеканале «Домашний».
- 2008: Fox заявляет, что в сентябре нас ждет пятый сезон.
Ключи к пониманию
Все лгут
Женщина, много лет пытающаяся забеременеть, принимает контрацептивы и никакого ребенка не хочет. Толстяк, который никогда не курил и которого все пытаются лечить от ожирения, умирает от рака легких. Преданная жена, влюбленная в мужа со школы и рыдающая у его постели, месяцами подсыпала любимому яд... Доктор Хаус – мизантроп, перенесший в личной жизни крах, а в мышце бедра – инфаркт, – живет в реальном мире, где все не так, как кажется. А потому его любимая фраза: «Все лгут». Лгут коллеги и родственники, лгут обстоятельства и симптомы. Но особенно его пациенты, которые (как и многие из нас) подчинены стереотипам и глубинным страхам, зажаты, неискренни. Это – главное препятствие на пути к правильному диагнозу, но и источник наслаждения для гениального диагноста, который любит сложные случаи не меньше Шерлока Холмса.
Отрицание общепринятого
«Вы можете жить с достоинством, но вы не можете с ним умереть. Смерть всегда уродлива», – убежден Хаус. Тело для доктора Хауса – место преступления. Преступника – вирус, бактерию, болезнь – предстоит найти, чтобы правосудие могло свершиться, а больной – вылечиться. В мире, повернутом на успехе и настаивающем на физическом совершенстве, тело, больное, сдающее и сдающееся, – предатель. А Хаус не считает тело равным личности и этим освобождает нас от него. Он не выносит затверженных истин и не нарушает правил, он их просто игнорирует. Он не принимает саму идею общепринятого. Например, он категорически отказывается лично встречаться с пациентами или встречается только для того, чтобы сказать им в глаза очень жестокие вещи. На вопрос, не хочет ли он из своей работы исключить человечность, Хаус с готовностью отвечает: «Да!» Он не намерен быть врачом-богом, властителем жизней, и ненавидит врачебное чувство превосходства.
Жажда знать
Но почему этот врач, не самый большой гуманист в обыденном понимании, сутками бьется над новым больным? Ему нужно знать. Типично хаусовский диалог: «Если ей станет лучше, значит, мы правы. – А если нет? – Узнаем что-нибудь еще». Он выбирает одиночество и силу одиночки – страсть к пониманию, умение установить истину там, где все сдались или отвернулись. Хаус последователен: знание для него важнее того, что мы называем добротой или человечностью. Знание абсолютно, добро – субъективно. А для пациента знание еще и спасительно, так что сухарь, самодур, наркоман и циник Хаус регулярно оказывается «тем надменным ублюдком, который спас тебе жизнь».