Корпоративные этика и этикет
Этикетом называют правила поведения в обществе, которые формируются на основе этики — нравственных принципов и представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Правила этикета формируются под влиянием:
исторического периода — например, этикет времен Людовика IV;
национальной или территориальной культуры — европейский этикет;
религии — католический этикет;
профессиональных особенностей — воинский этикет, дипломатический этикет.
Корпоративные правила поведения (корпоративная культура) зависят от традиций конкретной организации. Эти правила устанавливаются руководителем или лидером коллектива, часто группой лидеров — к примеру, старейшими работниками. Традиции и правила бережно хранятся и передаются вновь пришедшим сотрудникам (так же как в семье).
Важным разделом корпоративной культуры являются корпоративные праздники.
Что делать новому сотруднику?
Во многих компаниях есть «Кодекс корпоративной этики». Это документ, с которым обязательно нужно ознакомиться и внимательно изучить раздел «Корпоративные праздники и подарки».
Если такого документа на предприятии нет, то, приняв решение о работе в компании, стоит уточнить для себя ряд вопросов, в числе которых и те, что касаются делового этикета:
как принято одеваться и выглядеть (дресс-код);
как в компании отмечают дни рождения сотрудников и босса: что принято дарить, принято ли собирать коллектив за столом, приносить угощение, разрешен ли алкоголь.
Как принято отмечать?
Специалисты по этикету не советуют устраивать пышных торжеств на рабочем месте: уместен небольшой фуршет, поздравление от коллектива и руководства, вручение подарка и благодарность от имени компании. Максимум — на час обеденного перерыва. Это универсальный сценарий.
Как сбежать, не теряя лица?
Представьте, что в компании, где вы недавно работаете, существуют традиции отмечать любой день рождения с размахом — многочасовым застольем допоздна, с танцами и песнями, без субординации. Что, если для вас это неприемлемо? Как поступить?
Высказать свое мнение о нарушении принципов делового общения?
Категорически отказаться от участия, более того, осудить подобное?
Если вы выбрали один из этих вариантов, считайте, что сразу же станете «белой вороной» в коллективе! Как мудро выйти из ситуации?
Можно сослаться на небольшое недомогание или обязательства перед домочадцами. Сказать комплимент дружному коллективу, посетовать о том, что не получается присоединиться, и уйти с мероприятия, не привлекая к себе внимания.
Как готовить поздравительную речь?
Формула поздравительной речи
Формула поздравительной речи включает обращение, поздравление и пожелания. Продумывая текст, имейте в виду, что ваши коллеги тоже приготовили поздравления. Существует стандартный набор поздравительных фраз, и они часто повторяются. Как этого избежать?
Составьте текст поздравления, исходя из вашего положительного восприятия деловых и личностных качеств именинника.
Что касается пожеланий, то избегайте клише типа «здоровья и счастья в личной жизни».
На досуге можно составить себе памятку с синонимами общепринятых фраз и интересными определениями, например вместо «крепкого здоровья» можно пожелать «бодрости и оптимизма», «счастье в личной жизни» заменить «яркими счастливыми моментами».
А вот использовать универсальный образец, взятый из интернета, будет не лучшим решением, если вы хотите поздравить не формально, а вложить в слова искренность своих чувств.
Поздравление руководителю
Поздравляя руководителя (как и любого сотрудника), не стоит заострять внимание на гендерных отличиях. Фраз «настоящий мужчина» или «настоящая женщина» лучше избегать. Так же как и интимных пожеланий — «долгожданного наследника», «встретить спутника жизни», «успехов на личном фронте».
Руководителю желают процветания фирмы, новых свершений, достижения целей. Тут можно конкретизировать: например, открыть филиал в Москве, запустить новую линию производства в Калининграде — при условии, что это все реально планируется.
Поздравление коллеге
Если поздравляют коллегу, то его обязательно благодарят за вклад в работу, отмечают профессиональные качества и достижения, передают слова признательности и самые теплые пожелания семье — родителям (если живут вместе) или супругу.
В устном поздравлении очень важно проявить искренность и, в определенной мере, актерское мастерство. Эффектны и запоминаются речи, произнесенные с небольшими паузами, с интонационными выделениями, неторопливые и артикуляционно четкие. Если цитируете стихотворение, укажите автора в контексте и тоже читайте его выразительно. Зрительный контакт с именинником нужно обязательно поддерживать, ведь и выражение глаз, и улыбка дополнят теплоту слов.
Можно ли поздравлять в шуточном или ироничном тоне? Воздержитесь от этого в рамках корпоративного торжества! Такие поздравления хороши в кругу очень близких друзей.
Устное поздравление vs открытка
Поздравление может быть устным, а может быть оформлено письменно — открыткой или поздравительным письмом. Открытку принято вручать вместе с подарком, лучше в специальном конверте. Иногда (чаще все же на домашних приемах или на юбилейных торжествах) открытку зачитывают за столом в качестве поздравительной речи.
Ценность открытки состоит в том, что, в отличие от даже самой яркой речи, слова поздравления останутся на долгую память. Поэтому требований к ее оформлению больше.
Подписывать поздравительную открытку обязательно от руки, красивым почерком, на бумаге хорошего качества. Открытка должна быть без готовых поздравительных стихов и текстов внутри. Важно указать имя именинника, повод для поздравления, перечислить заслуги и качества, яркие моменты взаимодействия и сотрудничества, ситуации, которые вызывали в вас восхищение этим человеком.
Исходя из того, насколько глубоко вы знаете коллегу, пожелания тоже могут быть нестандартными, но чувства такта никто не отменял. Желать пополнения семейства, если с этим есть проблемы (а вы о них можете не знать), — в высшей степени неделикатно. А вот если коллега мечтает покорить Эльбрус, то пожелать ему осуществить это в следующем году вполне уместно.
Обязательно подписывайте открытку своим именем и фамилией. Укажите дату и место поздравления.
Когда сказать тост?
Если речь идет о поздравлении коллеги в процессе застолья, одним из сложных моментов является очередность произнесения поздравительных речей.
Есть тамада? Тогда стоит положиться на него. Можно предупредить его об особенностях вашего поздравления и попросить поставить ваше поздравление в определенный отрезок сценария.
Иногда поздравляют по принципу правой руки — то есть тосты произносят по кругу против часовой стрелки, начиная с того, кто сидит справа от именинника. Почему так? По традиции гостеприимства самых почетных гостей принято усаживать справа от виновника торжества и первым предоставлять им слово.
Иногда (и я считаю это правильным) поздравляют по принципу субординации — от высших должностей к рядовым сотрудникам.
В любом случае не стоит публично выражать желание сказать свою речь в первых рядах или уклоняться от тоста под предлогом того, что человек вы простой и поздравлять не умеете. Это выглядит как привлечение к себе дополнительного внимания в тот день, когда все внимание отдано коллеге — имениннику.
С алкоголем или без?
«Тостовать», то есть произносить краткую поздравительную речь с предложением выпить в честь именинника или торжества, лучше с бокалом слабоалкогольного напитка (вина, игристого вина), даже если вы не пьете.
Пить — не обязательно. Поднесите к губам, имитируя, что вы пригубили. Не обращайте внимания на призывы выпить до дна. Проигнорируйте с понимающей улыбкой и возьмите бокал с водой или соком. Тост вы произносите один раз, а далее вольны пить то, что для вас приемлемо.
Не надо никому подробно объяснять, что вы не пьете, потому что вы за рулем или принимаете антибиотики. Ну а если уж решили пояснить коллеге или руководителю ваш выбор, можно использовать фразу: «Сегодня такие обстоятельства, что я пью безалкогольные напитки». И все. Переходите быстро на другую тему разговора.
Чокаться или нет?
Если в коллективе есть традиция обходить всех по кругу с бокалом и чокаться, то как вы откажетесь от этого? Поэтому выбирайте тактику исходя из предложенных обстоятельств. Даже если вы не любитель подобных жестов, ответить подошедшему с бокалом имениннику вы должны.
А если в вашем бокале минеральная вода или сок? Многие не считают это препятствием для чоканья. Пусть вы придерживаетесь правила, что в большой компании принято лишь приподнимать бокал и слегка склонять голову в продолжение тоста, но если за этим столом все любят звонко чокаться, вам придется принять правила этого застолья.
Как дарить подарки?
Обратите внимание на то, как поступают другие гости, или подойдите к распорядителю (организатору) праздника. Спросите у него, как лучше поступить.
Обычно подарок дарят до приглашения к столу, реже — за столом (как правило, на домашних приемах). Застолье не всегда располагает к вручению подарка во время трапезы. Особенно если подарок крупного размера. Прежде всего мы думаем об имениннике. Куда он поставит подаренную вещь, будет ли ему удобно это сделать? За столом бывает довольно тесно, и для того, чтобы выйти из-за стола, взять подарок, поднести его и вручить, мы можем потревожить других гостей.
Коллективный или личный?
Скидываться ли с другими или дарить от себя? Представьте, что в коллективе принято делать общий подарок и дарить один дорогой букет цветов (что верно с точки зрения делового этикета), а вы проявили инициативу и публично сделали личный подарок боссу. Как много разных мыслей о подоплеке вашего подарка появится у заместителя и других сотрудников компании!
Иное дело, если вы — партнер или клиент и пришли на торжество в качестве представителя дружеской организации. В этом случае ваш подарок будет воспринят как подарок от лица компании.
Как вручить?
Если приглашенных не очень много и подарок небольшой, можно вручить его за столом, тем более, если другие тоже так поступают. Но в этом случае лучше не комментировать, что вы дарите. Всегда найдутся те, кто подарил более скромную вещь, а еще подарки могут оказаться одинаковыми — публичность сделает ситуацию неловкой.
Вручая подарок до застолья, вы можете коротко поздравить именинника, познакомить его с подарком, оставив подготовленную праздничную речь для торжественной трапезы.
Еще раз хочу подчеркнуть, что если торжество устраивают на рабочем месте, то, безусловно, лучше, если подарок будет вручен от имени коллектива — это касается и коллег, и руководителя, и подчиненных.
Если коллега по случаю дня рождения приглашает коллектив или его часть в кафе или к себе домой, то также приемлемо подарить подарок от всех приглашенных. Но в этом случае можно подарить и от себя лично.
Момент истины
Главный принцип в проведении корпоративного праздника — уделить всем внимание. Всех поблагодарить, создать и сохранить дружескую объединяющую атмосферу, подчеркнуть корпоративные ценности — коллективизм в первую очередь.
Поскольку нюансов дарения и поздравления очень много, так же как и конкретных ситуаций, условий и условностей, в особо важных случаях рекомендую взять консультацию у специалиста по деловому этикету.
Преподаватель этикета, куратор Педагогической лаборатории Объединения специалистов по этикету.