Целибат — он же обет безбрачия. Это в первую очередь религиозная практика, один из атрибутов монашества. В том или ином виде подобная аскеза присутствует в большинстве религий, но каких-либо практичных объяснений ее необходимости до сих пор не было.
Отчасти прояснило ситуацию
Антропологи изучили истории 530 семей из деревень в восточной части Тибетского нагорья. Это провинция Ганьсу западного Китая. Оказалось, что после ухода одного из сыновей в монастырь, семья становилась богаче и вопрос о распределении наследства снимался сам с собой. При этом во взрослом возрасте «аскеза» была уже никому не интересна — суть именно в том, чтобы «отсечь» конкурентов еще в детстве, определить судьбу ребенка заранее, подавив таким образом, его репродуктивную функцию.
«Сформировался определенный естественный отбор, — пишут исследователи. — Второй или более поздний ребенок уходит в монастырь, а родительский дом достается первенцу. Старшего или единственного ребенка в монахи не отдают практически никогда».
Кстати, подобная практика еще достаточно мягкая. Детей отправляли с почестями в монастырь, тогда как в других обществах их могли превратить в изгоев или вообще избавиться от ненужных наследников.
Преимущества обета безбрачия
Чтобы подтвердить свою теорию, исследователи создали математическую модель эволюции целибата. И вот к каким выводам пришли.
Снижается «конкуренция» за женщин. Если у мужчины есть брат-монах, его шансы на удачный брак выше.
Мужчины, у которых был брат-монах, могли позволить себе иметь больше детей.
Уменьшается конкуренция за ресурсы внутри семьи.
«Наш социально-демографический анализ четко показал, что если у человека есть брат, соблюдающий целибат, это приводит к высокому репродуктивному успеху и большей выживаемости рода»
Кстати, такая схема, по данным ученых, объясняет, почему в патриархальных обществах практически нет женского целибата, тогда как он был распространен в странах Европы. Там больше прав наследования было у женщин, которые тоже видели друг в друге конкуренток.
По материалам издания