Интерес к инаковости
Интерес к необычным, отличающимся от основной массы людям у публики был всегда. Живой такой интерес, активный. Но если когда-то «странных» людей могли выгнать из общины, показывать в цирке, а в худших случаях даже уничтожать, то достижением цивилизации можно назвать интерес «гуманный».
На фоне попыток инклюзии в развитых сообществах (то есть попытки включения ментально необычных людей в общий социальный контекст) проявляется естественное любопытство к тому, как работает «другой» мозг.
И это хорошо. Потому что попытки понять внутренний мир другого человека — даже из праздного любопытства — ведут к развитию доброты и гуманизации общества. Ведь только видя в других таких же живых людей, как мы сами, мы можем относиться к ним с терпимостью и человечностью. И наоборот, прямой путь к жестокости и слепому неприятию — расчеловечивание.
Фильмы с нейроотличными героями
Нейроотличные герои все чаще проявляется в кинематографе. «Человек дождя» был снят в 1988 году режиссером Барри Левинсоном. Герой, которого играет Дастин Хоффман, — мужчина с расстройством аутистического спектра и савант — то есть «безумец» (с точки зрения масс), но обладающий особым талантом. Его математические способности становятся для брата средством обыграть казино… пока до героя Тома Круза не доходит простая мысль, что Реймонд — человек, а не просто «ненормальный» с калькулятором в голове. Это, как мы понимаем, меняет и героя, и отношения братьев. Трогательная и поучительная история стала мировым киношедевром.
Из фильмов того же порядка можно назвать «Игры разума» Рона Ховарда с Расселом Кроу в главной — и весьма непростой — роли
Это биография математика Джона Нэша — гения, страдающего параноидной шизофренией, научившегося жить и работать с таким непростым заболеванием…
В «Авиаторе» Мартина Скорсезе Говард Хьюз в исполнении ДиКаприо страдает от обсессивно-компульсивного расстройства. А в мультфильме «Мэри и Макс» режиссер и сценарист Адам Бенжамин Эллиот пытается показать, как живется с синдромом Аспергера (вариантом расстройства аутистического спектра).
Вообще попытки исследовать и визуализировать непостижимые пока тайны человеческого мозга делали многие режиссеры, чего стоит один только Кристофер Нолан с его «Островом проклятых», «Началом» и Memento.
Китайский кинематограф в последнее время проложил дорогу к российскому зрителю. С 21 ноября в нашем прокате новый фильм Чжена Сычена «Декодер. Игра гения».
ДЕКОДЕР. ИГРА ГЕНИЯ / DECODED
О фильме
1940-е годы. Мир охвачен хаосом. Расшифровка вражеских кодов становится ключом к победе. Молодой математик Цзиньцзен, случайно раскрывший один из самых сложных шифров, оказывается втянут в решение задач секретного подразделения.
Жанр: фантастика, триллер, история
Возрастной рейтинг: 16+
Хронометраж: 115 мин
Режиссер: Чэнь Сычен
В ролях: Джон Кьюсак, Лю Хаожань, Юйси Чен, Жень Луяо Чэнь Даомин, Дэниэл У, Фэй Юй, Чэнь Сычен и другие
В основу ленты лег
Впрочем, спецслужбы и борьба стран и систем, даже отношения с близкими в какой-то момент становятся контекстом, фоном для раскрытия таланта героя, сыгранного актером Лю Хаожанем («Детектив из Чайнатауна», «Большие надежды: Драконы-близнецы»), и для его… снов.
Сны
Зигмунд Фрейд называл сны королевский дорогой к бессознательному. И если хотя бы отчасти исследовать этот путь, то можно получить доступ к действительно бесценному ресурсу. Как бы далеко мы ни ушли по пути прогресса, наука до сих пор знает довольно мало о человеческом мозге и его возможностях. Похоже, что разум искусственный нам развить легче, чем постигнуть все тайны естественного.
У маленького саванта Цзиньцзена был наставник, который дал ему ключи к толкованию собственных сновидений. Возможно, у мальчика расстройство аутистического спектра, которое компенсируется (или дополняется) особым даром. Из него вырастает гениальный математик, которого китайские спецслужбы используют для разгадывания сложнейших вражеских шифров.
Пытаясь вычислить логику рядов цифр и символов, Цзиньцзен доводит себя до исступления, лавируя по грани безумия (как легко оказаться за гранью, мы видим по его старшему коллеге, пожилому китайцу, играющему с собой в шашки). Привычка быть внимательным к своим снам (а видеть такие сны, возможно, тоже особый дар) и умение их разгадывать помогают математику в решении сложнейших задач. Неслучайно в фильме безумный старик упоминает имя Менделеева — российского ученого, которому именно во сне пришла идея систематической таблицы химических элементов.
Визуальный ряд фильма — самая сильная его сторона. Если вам довелось видеть яркие, зрелищные сны, вы оцените, как ночные видения героя показаны в кадре. Уже ради одного этого стоит посмотреть фильм на большом экране. Мастерские склейки и переходы между планами заслуживают отдельного упоминания. Фильм, безусловно, очень красивый.
Получилось ли у его создателей понять и показать нам хотя бы отчасти, что происходит в сознании (и подсознании) другого, необычного человека? И да и нет. Да — за счет визуализации снов в первую очередь. И нет — потому что на сегодняшний день, очевидно, нет способов увидеть мир глазами другого. Но пытаться это делать раз за разом, безусловно, стоит. Поэтому каждый такой фильм сам по себе ценен. Ну а удалось ли его создателям превзойти шедевры Кристофера Нолана и других — посмотрите и решите сами.
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru