«Сердца четырех»
1941 год, режиссер Константин Юдин
Сестры Мурашовы — холодная и строгая Галина (Валентина Серова) и легкомысленная Шурочка (Людмила Целиковская) — выезжают на дачу. Старшая — чтобы вести занятия по математике в расположенной неподалеку военной части, другая — готовиться к переэкзаменовке. У девушек есть поклонники, которые тоже оказываются поблизости. Герои попадают в смешные ситуации, и в конце концов каждый находит свою любовь.
Веселая и легкая комедия положений была сдана в феврале 1941 года и на тот момент показалась начальству слишком уж легкой и оторванной от действительности. Однако уже в 1945 году уставший от изматывающей войны советский народ нуждался в оптимистичном взгляде на мирное будущее. Ленту достали с полки и в январе запустили в прокат.
Обустроенная дача, где можно подремать в гамаке, отправиться на рыбалку и традиционно пить вечерний чай с вареньем, стала для зрителей знаком грядущей благополучной послевоенной жизни.
Вообще в тридцатые годы дачи могли иметь рабочие и служащие крупных предприятий — для них с середины 1930-х годов строились так называемые коллективные дачи. Например, на Рублевке Наркомат рабоче-крестьянской инспекции соорудил 103 фанерных домика для своих сотрудников. Семья до 4 человек получала двухкомнатное жилье площадью 15,4 кв. м с кухней 5.
Партийная элита жила гораздо комфортнее — за государственный счет крупные чиновники строили себе загородные резиденции. А служащие помельче заселяли бывшие дворянские дачи по несколько семей.
«Утомленные солнцем»
1994 год, режиссер Никита Михалков
В этом фильме как раз показана роскошная дача советской номенклатуры — большой участок с деревьями, расположенный неподалеку от речки или озера, просторный дом. К даче прилагается домработница (ее блестяще сыграла Светлана Крючкова).
Дачная жизнь комдива Котова напоминает дореволюционную дворянскую. Неспешно течет время, большая семья собирается за круглым столом с вязаной скатертью и ведет долгие беседы… На дворе 1936 год. Время как будто застыло, и герои пока не знают, что это затишье перед бурей политических репрессий...
Появление некогда пропавшего друга (Олег Меньшиков) жены комдива (Ингеборга Дапкунайте) вносит смятение в ряды утомленных солнцем дачников. Сначала переполох кажется радостным, но потом становится ясно, что всей этой прекрасной жизни скоро настанет конец.
«Берегись автомобиля»
1966 год, режиссер Эльдар Рязанов
Уже в хрущевские времена горожанам могли выделять загородные участки для огорода. На некоторых строительство было категорически запрещено. В остальных случаях размеры и формат домиков определялись строгими правилами.
А в шестидесятые, когда происходит действие фильма, стали образовываться садоводческие товарищества с участками 600-800 кв. м. Получив свои «шесть соток», советский гражданин мог соорудить летний домик. В известной сцене из фильма «Берегись автомобиля» мы видим, как это происходило. Возводятся плотные заборы, на участках идут строительные работы.
И если колоритный герой Анатолия Папанова выращивает на продажу «кулубнику» на дачном огороде, то его несознательный зять Дима Семицветов (Андрей Миронов) явно мечтает о двухэтажном особняке. Таком, какой вместе с участком конфисковали у соседа — заместителя директора трикотажной фабрики.
Дача наряду с личной «Волгой», домашними безделушками, коктейлями и магнитофоном Grundig олицетворяет в картине мещанскую роскошь, к которой стремились и которую могли получить, как правило, спекулянты и нечистые на руку граждане.
«Джентльмены удачи»
1971, режиссер Александр Серый
В советские времена дачу могли получить и люди науки, искусства — но только те, кого удостоило такой премии государство. В фильмах было принято показывать, как некий профессор или артист живет в большой квартире, ездит на личном автомобиле и отдыхает на даче.
Вот и ученый из фильма «Джентльмены удачи» владеет комфортабельной дачей — просторной и теплой, наши герои скрываются там зимой, греясь у камина.
«Москва слезам не верит»
1979, режиссер Владимир Меньшов
Если в шестидесятых для Рязанова дача была атрибутом мещанства со знаком «минус», то уже в семидесятые вместе с режиссером Владимиром Меньшовым мы смотрим на нее без осуждения.
Тося (Раиса Рязанова), одна из трех героинь, приехавших в Москву попытать счастья, выходит замуж за скромного строителя. В начале фильма мы видим, как они начинают обустраивать дачу — Николай проводит гостей по участку и рассказывает, как планирует его обустроить. Правильный советский гражданин использует дачу по назначению — растит плодовые и овощные культуры.
Спустя 20 лет уже все три женщины привычно чистят на веранде овощи для домашнего консервирования.