«Какой йогой ты занимаешься? Хатха? Я – аштанга. А ты? – Айенгара и иногда Бикрам-йогой…» – такой разговор между современными женщинами вряд ли кого-то удивит. Сегодня многие ищут «свою» йогу, «свою» практику, где ритм, последовательность поз и уровень нагрузки оптимальны для индивидуальных физических данных, возраста, характера… Правда, как говорят гуру, есть только одна йога. Какими бы различными на первый взгляд ни были методы, цель всегда одна: избавление от страданий. А для этого предстоит прийти к гармонии с собой, своим телом и духом, с другими людьми и природой, миром – видимым и тонким. Ведь в переводе с санскрита йога означает «союз, соединение, связь».
Но если ее цель – освобождение, изменение нашего духовного состояния, то зачем же мы упорно стараемся завести ногу за голову или освоить стойку на руках? «Все просто: у нас есть тело, и оно должно быть в порядке, как хорошо настроенный инструмент, – считает преподаватель йоги Татьяна Голдман. – Трудно достичь душевного равновесия, если с телом что-то не так. Мы порой раскисаем даже от обычной простуды или зубной боли, не говоря уже о более серьезных проблемах со здоровьем». Хотим мы этого или нет, нам предстоит провести в том теле, которое нам досталось, всю жизнь. Асаны (специальные позы) и пранаяма (особое дыхание) повышают силу и гибкость, знакомят нас с нашими физическими возможностями реальными ограничениями, делают тело нашим союзником на пути к внутренней гармонии. Однако свести йогу к упражнениям значит сильно исказить ее суть. Асаны и пранаяма – самые широко известные, но не единственные ее составляющие. Это только две из восьми основ йоги, описанных в классическом тексте «Йога-сутры». Другие шесть – пратьяхара (управление чувствами), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация), самадхи (чувство единения), яма (отношение к другим) и нияма (отношения с собой).
С двумя последними полезно ознакомиться даже раньше, чем с асанами, считает Татьяна Голдман: «Это фундамент, основы йоги. Без них практикующий как корабль без капитана, управляемый ветром, не всегда попутным». Ненасилие, умеренность, честность, упорство, чистота, самоанализ… Эти принципы не стоит воспринимать как правила поведения, но как качества, которыми обладает тот, кто регулярно занимается йогой.
«Практика – это не вся йога, но практиковать – это все», – утверждал основатель аштанга-виньяса-йога Поттабхи Джойс. «Практикой может быть и медитация и ходьба, не обязательно асаны, – уточняет Татьяна Голдман. – Важно только, чтобы она была регулярной и сосредоточенной. Тогда эти принципы постепенно начнут претворяться в реальность». Вот что значит жить в соответствии с духом йоги.
Узнать больше
Аудиокнига «Йога-сутры» Патанджали. 195 афоризмов, написанных за два века до нашей эры (Энеаграмма, 2006).
Книги «Йога-сутры Патанджали. Прояснение» Айенгара помогает разобраться в «Йога-сутрах» (Альпина нон-фикшн, 2013). «Автобиография йога» П. Йогананда – описание своего опыта практики от учителя, сыгравшего значительную роль в распространении йоги (София, 2012).
ЯМА – отношение к другим
«Ахимса»: не совершать насилия
Призыв любить все таким, каким оно является. Если в практике бедро не раскрывается, не настаивать. Или в непростых отношениях: не напрягаться, а найти другое решение… Цель – переживать трудности более расслабленно. В йоге этому учит дыхание: с его помощью мы снимаем напряжение. Но иногда трудно определить, заставляем ли мы тело или боимся раздвинуть границы возможностей. Поэтому важно присутствие учителя.
«Астейя»: не красть
Астейя предлагает мыслить самостоятельно. И не желать того, к чему не готов. В практике это значит следовать своему ритму. Не переходить к новой позе, не освоив предыдущую.
«Сатья»: быть честным
Речь не о том, чтобы найти абсолютную истину, а о том, чтобы в каждый момент сознавать свою уникальность. Часто ее мешает воспринять эго: предъявляя себя миру, мы стараемся показать таланты и спрятать слабости. Как отличить то, что мы рассказываем о себе, от того, чем являемся? С помощью практики. Нельзя врать себе в асане, если мы хотим выполнить ее верно. И в жизни: «наше» наполняет энергией, то, что не подходит, опустошает.
«Брахмачарья»: соблюдать умеренность
Скажем, не смотреть на витрины в поисках того, чего нам не хватает, но ощущать наполненность, достаточность своего «Я». Если желать многого, то внимание, а с ним и энергия, рассеивается. Вернуть ее можно, сосредоточившись на том, кем мы являемся и что у нас уже есть. Йога учит управлять энергией через взгляд (дришти). Он направлен в определенную точку и неподвижен.
«Апариграха»: не привязываться
Этот принцип приглашает нас занять позицию отрешенности по отношению к своим мыслям, эмоциям, вещам… Иными словами, уметь отпускать их. Делать вдох – значит быть готовым все принять; выдох – все отдать. До последнего дыхания.
НИЯМА – отношение к себе
«Шауча»: поддерживать чистоту
Внешнюю и внутреннюю. Асаны и пранаяма избавляют от токсинов. Кроме того, речь и о чистоте ума: во время практики надо «очиститься» благодаря концентрации на дыхании, а также определенному ритму и последовательности асан. То, что вначале является усилием – выравнивание, пребывание в асане, сосредоточение, – становится образом жизни и доступом к определенной чистоте: избавлению от лишнего.
«Сантоша»: быть довольным
«Самое большое счастье в том, чтобы быть довольным собой», – сказано в «Йога-сутрах». Речь не о самодовольстве или гордыне. Напротив, сантоша – призыв к скромности, к тому, чтобы довольствоваться тем, кто мы есть. В любых обстоятельствах принимать себя. Не чувствовать недостатка в чем бы то ни было. Практика учит этому, побуждая находить удовольствие в асане, какой бы сложной она ни была.
«Тапас»: упорствовать
Тапас – это огонь, присутствующий в сердце любого сложного действия. Этот огонь также необходим, чтобы оставаться верным своей правде, себе, тому, что дорого, а не тому, что навязывают другие. Этот навык мы обретаем в регулярной практике: она тренирует упорство. А концентрация на собственных ощущениях, без которой йога не существует, учит нас определять, в чем же состоит наша правда.
«Свадхьяя»: слушать себя
Любая деятельность, которая помогает лучше узнать себя, изучить свое поведение, эмоции и мысли, связана со свадхьяей. Обращать внимание на то, что мы чувствуем и думаем во время практики, не менее полезно, чем читать, учиться и перенимать опыт других. Когда мы внимательны к тому, что происходит в нас, то полезные книги и интересные встречи сами приходят в нашу жизнь. Научившись слушать себя, мы открываемся окружающему миру.
«Ишва рапранидхана»: ощутить единство
Благодаря упорству (тапас) и самоанализу (свадхьяя) практика приводит нас к осознанию, что все наши действия – это духовная связь между нашим «Я» и Богом. В зависимости от убеждений этот опыт может называться таинством, природой или великой целостностью… Практика – это жертвоприношение, а не подарок, который мы эгоистично сохраняем, чтобы им любоваться. Этот принцип приглашает нас не оставаться привязанными к физическим «результатам», своему телу, а поддерживать связь с чем-то большим. Это и есть смысл йоги: чувствовать себя «единым» как с самим собой, так и со всей вселенной вокруг нас.