Все мы представляем, что такое экстремальная ситуация: обычно это обстоятельства, в которых присутствуют разрушения, смерть людей, реальная угроза жизни. Психология экстремальных ситуаций признается профессионалами со всего мира как отдельный вид психологической помощи. Так, кризисные психологи делают диагностику психического состояния человека и после этого проводят психологическую коррекцию, консультирование или психотерапию.
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях в России и во всем мире оказывается по международным протоколам и правилам.
1. Первая помощь
Прямо на месте происшествия, как правило, пострадавшим оказывают помощь в формате PFA (от англ. psychological first aid — психологическая первая помощь). Она направлена на поддержку и нормализацию острого состояния и не включает глубинной психологической работы, применяемой позже. Для нее существуют руководства ЮНЕСКО и ВОЗ.
2. Психотерапия острого стрессового расстройства (ОСР)
Она оказывается компетентным клиническим психологом, работающим в рамках когнитивно-поведенческой терапии или EMDR — метода лечения посттравматических стрессовых расстройств. Такая терапия применяется к клиентам, у которых наблюдаются симптомы дисфункции психики в течение первого месяца после событий.
3. Дебрифинг
Дебрифинг, то есть одноразовая беседа с человеком, только что пережившим чрезвычайную ситуацию, может вызвать временное облегчение, но усугубить симптомы ОСР в долговременной перспективе. От нее лучше отказаться.
Первичная кризисная психологическая помощь сфокусирована только на актуальных потребностях. Все глубинные интервенции запрещены, необходимо поддержать человека в состоянии острого стресса.
Участвуя в благотворительном проекте #психопомощь2022 в качестве волонтера, я с февраля по апрель оказывала экстренную помощь по телефону людям, которые находились в зоне боевых действий. Это было сложно: на линию звонили люди с агрессивными, истероидными реакциями, плачем, ступором, страхом, апатией, бредом и галлюцинациями.
В последнем случае необходим психиатр, но, работая на подобного рода горячей линии, ты не можешь бросить клиента
Как кризисный психолог, я понимаю, что пострадавшие могут выражать сильные эмоции и мне следует максимально абстрагироваться от ситуации. Были моменты, когда клиенты свои негативные и отрицательные эмоции направляли на меня, но в таких случаях я придерживаюсь принципа «не обижаться», понимая людей. Я просто продолжала делать свою работу, уважительно и максимально деликатно — разговаривая мягко, но убедительно, показывая, что я здесь для того, чтобы помочь.
Но иногда все же приходилось самой применять те же дыхательные техники, которые я рекомендовала клиентам. Отсутствие эмоционального вовлечения помогало разрядить напряженные ситуации. Также поддерживать спокойствие помогало использование невербальных стратегий. К примеру, в случае проведения консультации по видеосвязи это были открытая поза, наклон вперед, удержание зрительного контакта.
В целом работа психолога в экстремальных ситуациях требует выдержки, эмоциональной стойкости, отточенных навыков работы по протоколу. Требует умения войти в состояние спокойствия, даже если вокруг хаос, и стать якорем для пострадавшего.
Психотерапевт, клинический, детский и перинатальный психолог. Член Международной профессиональной ассоциации психологов, Общероссийской профессиональной психотерапевтической пиги, Международной ассоциации ICM.