«Братья по нотам»: фильм, который поможет полюбить жизнь

Кадр из фильма

Фото

«Кинопоиск»

«Братья по нотам»

У фильма французского режиссера Эммануэля Курколя семь номинаций на главную национальную кинопремию «Сезар» — ее вручение планируется на 28 февраля. «Братья по нотам» претендует на звание лучшего фильма. Бенжамен Лаверн — на звание лучшего актера, Пьер Лоттен — открытия года, Сара Сюко — лучшей актрисы второго плана. Есть также номинации за лучший оригинальный сценарий, звук и монтаж.

Французские зрители уже высоко оценили фильм, а критика отнеслась к нему более чем благосклонна — возможно, потому, что люди соскучились по «живой жизни», в которой есть место и печали, и радости, слезам и смеху, злости и доброте, смерти и радости бытия.

Тибо (Бенжамен Лаверн)  — успешный и всемирно известный дирижер из Парижа — узнает, что у него лейкемия. Его может спасти пересадка костного мозга кого-то из родных, но обязательно молодого. Детей у него нет, равно как и жены, поскольку времени на личную жизнь не было, он посвятил себя служению музыке. Но у Тибо есть младшая сестра. Только по результатам анализов оказывается, что сестра ему не родная. Так он узнает, что приемный ребенок. Он впервые злится — ему лгали всю его жизнь. И впервые задумывается, что если бы он прожил другую жизнь, рака могло и не быть. Он винит мать, — как оказалось, приемную.

Затем Тибо узнает, что у него есть родной брат в маленьком бедном городке. Он едет к нему просить о помощи — стать донором спинного мозга.

Осторожно, дальше спойлеры!

И здесь зритель сталкивается с когнитивным диссонансом: Джимми (Пьер Лоттен) — косноязычный, необразованный неудачник, который работает за копейки в заводской столовой, из-за скандалов с бывшей женой не имеющий возможности общаться с дочерью и вынужденный жить в доме своей приемной матери, находит в себе силы спасти жизнь незнакомого человека, который попросил о помощи.

У Джимми есть только один вопрос к брату: почему после смерти их безответственной биологической матери его не усыновили приемные родители Тибо, ведь им предложили это сделать. Вместо обеспеченных парижан маленького Джимми приютила и воспитала бедная Клодин — та, у которой он продолжает жить и теперь. У Тибо нет ответа на этот вопрос.

Но теперь они оба винят мать. Вернее двух матерей: ту, что родила их, не дав права на счастливое детство, и ту, что разлучила их, забрав только одного в обеспеченную семью. Есть еще третья мать — Клодин. Она воспитала Джимми, и судя по его благородному поступку — спасению брата — воспитала достойно. Теперь богатому и успешному Тибо есть из-за чего завидовать неудачнику Джимми.

Он укрепляется в мысли, что если бы жил в бедной семье и не тратил годы на музыку, его жизнь была бы другой, возможно, лучшей

Братья потихоньку узнают друг друга. Тибо благодарен и пытается чем-то помочь Джимми. Он узнает, что тот, не имея музыкального образования, прекрасно играет на тромбоне в городском оркестре. Это потрясает Тибо. Он снова винит мать в том, что она заставляла его учиться музыке, а значит, тратить свою жизнь.

После того как Джимми теряет работу и возможность играть в оркестре, наконец прорывает и его: он упрекает Тибо в том, что тот не понимает, насколько ему тяжело, насколько несправедлива его жизнь, насколько он завидует благополучию брата. Но после этой эмоциональной вспышки оба понимают, что нужны друг другу, и дело не в зависти, а в необходимости разделить с кем-то свои страдания.

Вообще в фильме присутствуют пять женщин, пять матерей: общая мать братьев, из-за которой их раннее детство было несчастливым, две приемные матери, каждая из которых вложилась в одного из детей, бывшая жена Джимми, которая всячески пытается причинить ему боль и в том числе препятствует его общению с дочерью, и его коллега и возлюбленная Сабрина — женщина, которая вдохновляет всех вокруг продолжать жить и не сдаваться. Пожалуй, героиня Сабрины — самый сильный характер фильма, она не теряет присутствия духа и буквально вытягивает остальных из все увеличивающегося отчаяния.

Весь фильм зрители окружены роскошной музыкой: джазовыми и классическими произведениями в исполнении оркестров обоих братьев. И открытый финал несмотря ни на что не погружает в пессимизм. Мы уже знаем, что Тибо все же не победил лейкемию и вскоре умрет, а будущее Джимми не сулит ему ничего обнадеживающего, но мы также понимаем, что они останутся вместе до конца, и с ними будет музыка, ради которой каждый из них жил.

Да, они хотели бы жить по-другому, каждому из них было кого винить и кому завидовать, но они все еще могут играть и наслаждаться музыкой. Вместе, и не оставляя друг друга. А это и есть смысл их, таких разных, но вдруг соединившихся жизней.

Психотерапевт, аналитик

Логотерапевт, экзистенциальный аналитик, аккредитованный психотерапевт

Личный сайт