Что мы сегодня подразумеваем под словом «мода»? Помимо комфорта, стиля, красоты это понятие подразумевает также осознанность, разумное потребление и экологичность.
На протяжении последних нескольких лет журналисты и инфлюенсеры били во все колокола, рассказывая аудитории о проблеме огромных по своему объему отходов при производстве одежды. И мир наконец задумался, сколько мегатонн вещей шьется многомиллионными корпорациями и какой вред это наносит экологии. Потому резко повысился спрос на экоматериалы, снова популярны секонд-хенды и сервисы по ресейлу. После резонансного выступления экоактивистки Греты Тунберг в ООН мы стали активнее сдавать вещи на переработку, а молодежь сосредоточила свое внимание на брендах, которые используют в производстве переработанные материалы.
Зачем людям столько одежды? Какую цель мы преследуем, скупая трендовые сезонные вещи, которые, скорее всего, через полгода уже не наденем? Покупательское поведение многое говорит не только о предпочтениях человека, но и о его характере.
«Одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное»
Надежда Двоскина, психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
«Человек проявляет себя во всем: в том, что или кого он выбирает, что делает, чем интересуется. И, разумеется, одежда — ее фасон, цвета, фактуры — играют в этом значительную роль. Этот выбор может быть как осознанным, так и неосознаваемым.
Не только сама по себе одежда, но даже ее состояние могут много рассказать о своем владельце. Так, человек, любящий привлекать внимание окружающих или даже эпатировать их, чаще будет выбирать яркие расцветки, крупные рисунки и надписи. Такие люди предпочитают причудливые модели — например, с высокими воротником, асимметричным краем, крупной фурнитурой.
Те, кого больше интересует собственный внутренний мир, скорее сделают ставку на более комфортные, традиционные и при этом не столь яркие, словно «прячущие» от внешних взглядов предметы одежды. Ин могут нравиться капюшоны, глубокие карманы, объемные шарфы.
Довольно часто выбранная человеком одежда не совпадает с тем его образом, который он хотел бы транслировать окружающим.
У ниши индивидуальной одежды большое будущее — именно потому, что она предоставляет ценную возможность свободы и творчества
Бывает, кто-то хочет позиционировать себя как серьезного, сдержанного, достойного доверия со стороны окружающих, но за счет специфического выбора одежды может показаться окружающим совсем другим — например, легкомысленным.
Это все равно история про самовыражение, просто в таком случае взгляд окружающих на человека не совпадает с его собственным видением самого себя. Например, для человека выбранная им футболка с персонажем мультфильма — это про то, что он ценит юмор и свободу в современном мире. А окружение его может быть более консервативным и считывать это как признак инфантильности.
В каждом случае одежда рассказывает о своем владельце что-то уникальное. И, поскольку сейчас очень велик запрос на раскрытие себя, проявление себя в мире, полагаю, люди могут начать обращать намного больше внимания на возможность индивидуального конструирования предметов гардероба.
Понятно, что предложения масс-маркета и брендов не уйдут с рынка, но у ниши индивидуального пошива, на мой взгляд, большое будущее — именно потому, что он предоставляет нам ценную возможность свободы и творчества».
Вещи для человека, а не человек для вещей
Fast fashion («быстрая мода», погоня за новейшими тенденциями) диктует правила, навязывает свои тренды, давит на человека и в итоге заставляет все-таки купить то, что ему на самом деле не нужно. Прослужит такая вещь максимум один сезон, а потом отправится на дальнюю полку гардероба.
Есть ли альтернатива беспорядочному потреблению? Да, и придумали ее молодые российские дизайнеры. Они разработали уникальный сервис по индивидуальному пошиву одежды на каждый день — Hooli (в переводе с эстонского — «Забота»).
Сервис Hooli был запущен в ноябре 2019 и за считаные месяцы завоевал доверие более 3000 клиентов. На этом основатели компании не остановились и в прошедшем октябре инициировали грандиозное обновление.
Hooli — первый в мире конструктор повседневной одежды, который позволяет собрать идеальный образ по своим индивидуальным предпочтениям и параметрам. Принцип прост: заходите на сайт, определяетесь с моделью, цветом, вариациями капюшона, обработкой манжетов, выбираете вышивку или принт, указываете рост — и уже спустя 7-15 дней получаете созданные вами худи, костюм, платье, рубашку или шорты.
Выбор одежды ограничивается только фантазией заказчика. В компании разработана «умная» IT-система, которая позволяет в одном пространстве отшивать абсолютно разные вещи, от сумки до костюма, но кроятся они при этом не пластами, а индивидуально в каждом конкретном случае. Это значит, что, в отличие от других компаний, в Hooli каждое изделие создается по заказу каждого покупателя — ежедневно, вручную, персонально для клиента.
Казалось бы, идея витала в воздухе, но ни один из похожих сервисов ранее не закрепился на рынке из-за того, что конкурировать с массовым производством сложно. Сегодня изменились ценности, появились лидеры мнений, которые поддерживают экоконцепт, — так удалось перевести внимание покупателей с масс-маркета на что-то особенное, интеллектуальное. Сейчас люди готовы подождать, но получить одну действительно подходящую и нужную им вещь.
Покупают одежду по специальному заказу обычно женщины и мужчины 25-30 лет. У них есть свое мнение и видение собственного стиля, они не гонятся за брендами, предпочитают комфорт и функциональность, ценят индивидуальный подход и придерживаются концепции разумного потребления.
Мы все способны прислушаться к себе и выбрать ту одежду, которая по утрам будет вызывать у нас довольную, искреннюю улыбку
«Наш сервис — это то, чего достойны люди. Мы все разные, у каждого свои желания, эмоции, идеи. И если кто-то хочет непременно изумрудную худи с кошачьими ушами — мы сделаем, — говорят основатели проекта. — Кроме того, мы считаем, что наши вещи не должны стоить намного дороже, чем уже готовые изделия. Согласитесь, что это как-то не органично — выдумывать одежду, а потом всячески искусственно влюблять в нее покупателей».
Hooli стремится поменять существующую систему потребления: не навязывать клиенту, что ему надо купить, а сделать так, чтобы каждый самостоятельно решал, что именно он хочет. Заказчик никогда не уйдет с фразой: «Я не нашел ничего подходящего для себя», в Hooli все вещи подходящие — ведь каждую из них вы придумываете сами.
Сервис Hooli стремится к тому, чтобы жить в мире, где у каждого из нас не будет компромиссных решений и покупок в духе «ну нужно же купить какую-то куртку, а то холодно, и неважно, что она не моего любимого цвета и не те карманы, какие хотелось бы…»
Кроме того, природу действительно жалко. Так зачем шить «наугад» миллионы единиц изделий, которые в итоге могут оказаться неудачными, если люди могут выбрать и заказать то, что им действительно нравится?
Сейчас у команды в разработке упаковка, которая принесет пользу и планете, и клиенту. Речь идет о специально сшитом большом шоппере (многоразовой сумке для покупок), куда помещается готовый заказ. С ним можно будет ходить по магазинам, на пляж и ездить за город — шоппер не отправится в мусорный бак, как картон и полиэтилен.
Каждый из нас — личность в полном смысле слова. И, несмотря на давление чужих мнений и влияние публичных личностей, мы способны прислушаться к себе и выбрать ту одежду, которая по утрам будет вызывать у нас довольную, искреннюю улыбку.
Познакомиться с сервисом можно на