1. «Газовый свет» (1944)
«Газовый свет» — это, без преувеличения, классика мирового кино, образец американского триллера, со своим стилем и фишками. Джорджу Кьюкору, режиссеру многих фильмов, позже вошедших в золотой голливудский фонд, удалось не только показать темную сторону якобы близких отношений, но и заставить говорить о своем фильме многих психологов — ведь фильм дал название газлайтингу, одному из самых распространенных видов психологического насилия.
«Заботливый» супруг главной героини — далеко не лучший партнер. Он хорошо притворяется, но в отношениях преследует свои собственные цели. И чтобы их достичь, прибегает к самым страшным манипуляциям: заставляет героиню сомневаться в собственных воспоминаниях, убеждает ее в том, что она видит галлюцинации. Подобное поведение без сомнения можно интерпретировать как абьюз. Чужие эмоции не считываются как сигналы, не учитываются в отношениях. Близость оказывается поводом для потребления и поощрения собственного эго.
Каково это — сводить другого человека с ума? И, самое важное, каково чувствовать, что с тобой это делают? Несмотря на то что с выхода фильма прошло уже восемьдесят лет, многое, что связано с человеческим поведением, не устарело. Не знаю, как вас, но меня это заставляет задуматься.
2. «Исчезнувшая» (2014)
Дэвид Финчер, пожалуй, один из самых известных режиссеров современности, как будто заявляет своей «Исчезнувшей»: глубоко в нас живут страхи и ненависть, с которыми не каждый сможет справиться. И если все-таки поддаться им, то можно пойти не только на обман, но и на куда более страшное и серьезное преступление…
Часто в семейных парах проблемы не решаются, а просто игнорируются. Кто-то подавляет чувство отвращения, кто-то втайне начинает ненавидеть своего партнера. Мы видим, как герои, искренне полюбившие друг друга, не справляются с ответственностью, и каждый из них сбегает из реального мира. Отношения прекращаются, но и после этого герои продолжают причинять друг другу боль…
Конечно, кому-то этот фильм может показаться не самым реалистичным, а в чем-то даже гротескным, но ключевая метафора, двигающая сюжет, совершенно понятна — насилие всегда порождает насилие. Финчер продолжает и говорит: «Клин клином не вышибают! Одумайтесь!»
Во время просмотра «Исчезнувшей» так и хочется себя спросить: так же кто прав, а кто виноват? Но, как и на настоящей терапевтической сессии, понимаешь, что все не так просто. Ели вдруг вы хотели погрузиться в подобные сложные кейсы, то этот фильм идеально вам подойдет.
3. «Сияние» (1980)
Вряд ли найдется человек, который не слышал об этом легендарном фильме ужасов. Пусть кинокритики по-разному оценивают кубриковскую адаптацию романа Стивена Кинга «Сияние», исполненную, как ни крути, в особой и узнаваемой манере, — для нас это не так важно. Нам важна психология человека, его действия и мотивация.
Если мы попробуем закрыть глаза на всю происходящую по сюжету мистику, тайны старого отеля, странные убийства и пугающие знаки, то увидим, что этот фильм, может быть, и не о любви, но как минимум о непростых человеческих отношениях.
Как помочь друг другу во время кризиса? Каждый кейс стоит рассматривать отдельно. Вынужденно оказавшиеся в закрытом пространстве члены семьи все больше испытывают напряжение, а минимальные попытки что-то исправить напоминают скорее желание забыться, перестать думать об отношениях. В дело вступают алкоголь и стресс, только подкрепляющие нарастающую ненависть и страх. Так что же может испугать больше — монстр или ваш близкий?..
4. «Мама!» (2017)
Великолепная история, строящаяся на нездоровой любви одного и тяжести огромного таланта другого. Как научиться жить так, чтобы разделять работу и отношения? Возможно ли это? Ответа психолога: да, возможно. Ответ Даррена Аронофски… Никаких спойлеров, так что посмотрите сами и узнаете.
Аронофски — большой художник, поэтому в его фильме нашлось место целому ряду прекрасных метафор. Но опять-таки, это лишь украшения, определенная форма, воспользовавшись которой до нас доносят смысл. Если мы отбросим это, то что останется? Верно, останутся только два человека, которые любят друг друга так сильно, что воздуха между ними не остается. Свои собственные желания перестают иметь какой-то смысл, на фоне чего развивается злость, которую становится невозможным подавлять…
Казалось бы, главные герои пытаются что-то исправить, но у них не хватает ресурсов. Они не умеют отдыхать. Забота сменяется контролем, а уютное семейное гнездышко больше не дает такого ощущения безопасности. Жизнь идет по кругу психологического насилия.
5. «Волк с Уолл-стрит» (2014)
История взлета и падения гениального брокера Джордана Белфорта. Конечно, основная тема фильма — финансы и хитросплетения, да еще и приправленные жесткими скорсезовскими остротами. Но и тут психологу будет в чем покопаться.
Во-первых, главный герой — зависимый (попробуйте, кстати, при просмотре фильма посчитать, сколько у него зависимостей). Во-вторых, погружаясь с головой в бизнес и деньги, Белфорт перестает понимать, где заканчивается работа и начинается дом и семья. Сколько шагов пройдет человек от бытовой перепалки до рукоприкладства?.. За любовными линиями в «Волке с Уолл-стрит» следить не менее интересно.
Этот фильм хорошо демонстрирует принцип построений здоровых отношений: сколько угодно можно менять автомобиль, но если оставаться на той же дороге, то ничего не изменится.
Нейропсихолог-реабилитолог, основатель и ректор «Университета современной психологии Натальи Жуковой»