Кадр из фильма «Одни из нас» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Одни из нас»

Фото

«Кинопоиск»

Почему важно знать свой диагноз

Актриса Белла Рамзи рассказала, что у нее диагностировано расстройство аутистического спектра. О своем состоянии 21-летняя звезда сериала «Одни из нас» узнала еще во время съемок первого сезона шоу. «В прошлом я уже говорила о своей нейроотличности, но по какой-то причине я не хотела рассказывать о чем-то конкретном», — призналась Рамзи.

По словам Беллы, к обращению к специалисту ее подтолкнул разговор с коллегой по съемкам: та воспитывала дочь с РАС, и женщина обратила внимание, что поведение Беллы похоже ее дочери. «Диагноз стал для меня освобождением, — поделилась актриса. — Он позволил мне жить в мире с большим уважением к самой себе в ситуациях, когда я не справляюсь с обычными вещами, доступными остальным людям».

О том, что такое РАС, читайте в нашей статье «Аутизм аутизму рознь: 3 формы расстройства по степени тяжести»

Знаменитости с РАС

Белла Рамзи — не единственная знаменитость, кто открыто рассказал о наличии у себя расстройства аутистического спектра. Этот диагноз, к примеру, есть у Таллулы Уиллис — дочери актера Брюса Уиллиса, известного по своей роли в «Крепком орешке». Кроме того, о РАС в разное время рассказывали певицы Sia и Кортни Лав, актер Энтони Хопкинс, миллиардер Илон Маск, а также эко-активистка Грета Тунберг.

Статистика, в свою очередь, показывает, что РАС — не такая редкая особенность ментального здоровья, как кажется на первый взгляд. Так, согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, этот диагноз обнаруживают у одного из 36 детей. Сложности же его обнаружения специалисты объясняют трудностью постановки симптомов, которые могут совпадать с обычными чертами характера или иными заболеваниями, будь то замкнутость, страх перед социальным взаимодействием, неумение распознавать чужие эмоции и не только.

Почему люди с РАС сталкиваются с трудностями

Екатерина Тишкина

Психолог

Людям свойственно принимать и одобрять схожесть и отвергать инаковость. А люди с РАС отличаются и поведением, и реакциями, и восприятием мира. В этом моменте может играть принадлежность к группе нормотипичных людей и противопоставления себя людям с особенностями в развитии.

Люди с РАС непонятны и непредсказуемы для других, отсюда может возникать и недоверие и ощущение опасности от них, ведь трудно спрогнозировать, какая реакция может быть у человека на привычное действие или вопрос.

Имеет место еще неосведомленность и растерянность, например, когда человек не понимает, как правильно себя вести и взаимодействовать с человеком с особенностями развития. Часто проявление агрессии является способом защититься или отгородиться от непонятного или неизвестного, а негативное отношение — это и есть проявление агрессии.

Могут возникать социальные трудности вследствие обработки и восприятия информации, которую при коммуникации люди передают не только вербально, но и при помощи мимики и жестов. Сюда можно отнести социальные нормы и ожидания: общество ориентировано на определенные нормы общения и поведения: улыбка при приветствии, поддержание зрительного контакта, «правильные» интонации. Когда человек с РАС ведет себя иначе, окружающие могут расценивать это как грубость, высокомерие или странность, а не как нейроотличие.

Из-за сложностей в установлении контактов люди с РАС часто оказываются в социальной изоляции, а изолированные группы в обществе традиционно подвергаются стигматизации. «Он странный, поэтому я не хочу с ним общаться» — типичная реакция.

В обществе приветствуется соответствие неписаным нормам и правилам: одобряются определенные качества, такие как доброжелательность, харизматичность, тактичность, гибкость, а человек с РАС, которому может быть сложно следовать этим «правилам», может восприниматься, как слабый, неэффективный и асоциальный член общества, особенно в рабочей или учебной среде.

Что можно с этим сделать?

Необходимо работать над информированностью и осведомленностью общества над вопросами интеграции и взаимодействия с людьми с РАС.

Большую роль играет развитие эмпатии и эмоционального интеллекта, который помогает понимать и лучше чувствовать людей, а не требовать от людей с РАС стать такими же, как нормотипичные люди.

Наконец, важна работа над адаптацией среды и созданием рабочих и учебных мест, внедрение инклюзивности, чтобы нейроотличия не воспринимались, как нечто инородное и требующее изменений под норму.