1. «Разъезд», 2024
Режиссер: Мария Меленевская
У интеллигентной сотрудницы букинистического магазина (Мария Смольникова) день не задался с самого начала: муж не ночевал дома, хамоватая соседка (Татьяна Догилева) испортила платье, а вместо извинений прочитала лекцию, как надо жить. Когда Марина выезжает из двора на работу, путь ей преграждает альфа-самец (Максим Стоянов) на джипе. Он отказывается уступить дорогу — и героиня решает не сдавать назад, а постоять за себя.
Снятый на Уральской киностудии в одном из дворов Екатеринбурга «Разъезд» рассказывает о токсичной маскулинности, пожалуй, в самом правильном ключе — комедийном. Встреча на узкой дорожке интеллигентной женщины и агрессивного альфача превращается в настоящий биф (с похожего конфликта начался сериал «Грызня»). Но в этой схватке расстановка сил оказывается не такой, как можно было предположить: героиня Смольниковой дает отпор и в страстном монологе прямым текстом рассказывает, почему токсичная маскулинность — это плохо для всех.
Посмотреть «Разъезд» стоит не только из-за остроумного сценария (его написали режиссер Мария Меленевская и Тимур Эзугбая), но и из-за отличного подбора актеров: Максим Стоянов и Татьяна Догилева играют привычные роли, сильного мужика и темпераментной дамы в годах, но именно Смольникова, которая умеет быть очень серьезной и смешной одновременно, — главная звезда этого короткого метра.
Фильм скоро
2. «Честная игра», 2023
Режиссер: Хлоя Домон
Люк (Олден Эренрайки) и Эмили (Фиби Дайневор) — коллеги по финансовой фирме в Нью-Йорке. На работе они почти не общаются, ограничиваясь формальным «Доброе утро», но каждый вечер возвращаются домой вместе — они тайно встречаются и собираются пожениться. Признаться в том, что у них страстный роман, мешают правила фирмы, которые запрещают личные отношения между сотрудниками. Люк и Эмили собираются обо всем рассказать после свадьбы, но их начальника неожиданно увольняют — и его место, которое все прочили Люку, получает Эмили.
Премьера «Честной игры» Хлои Домон прошла на фестивале Sundance в 2023 году. Фильм стал любимчиком критиков и понравился Nerflix — стриминг
Главные герои работают в очень токсичной среде: их финансовая фирма во всех смыслах находится недалеко от той, которой руководил герой Леонардо ди Каприо в «Волке с Уолл-стрит» — здесь успех измеряется только деньгами, а за неудачную сделку начальник может оскорбить подчиненного. Понятно, что такую среду населяют только малоприятные персонажи — и транслятором токсичной маскулинности становится не только Люк, но и Эмили. Получив повышение, она перенимает привычки других менеджеров (например, идет с ними после работы в стриптиз и начинает вести себя намного агрессивнее). Домон показывает, что иногда природа токсичной маскулинности — во власти, и исходить она может от человека любого пола.
3. «Власть пса», 2021
Режиссер: Джейн Кэмпион
В начале ХХ века на ранчо в Монтане всем заправляет самоуверенный и властный Фил Бербэнк (Бенедикт Камбербэтч): его уважают и боятся все работники. Муштрует и унижает не меньше остальных Фил и своего брата — мягкого и робкого Джорджа (Джесси Племонс). Когда Джордж женится на вдове Роуз (Кирстен Данст), у которой есть сын-подросток от прошлого брака, Фил начинает издеваться и над ними.
Вестерны — как известно, один из самых мачистских жанров, эти фильмы воспевают силу воли и решительность, а их герои не думают дважды, прежде чем применить насилие — необходимые качества на диком-диком Западе. Но «Власть пса» Джейн Кэмпион, снятая по одноименному роману 1967 года Томаса Сэвиджа, — ревизионистский вестерн, который разоблачает главного героя — решительного и властного Фила. Разоблачение это несколько клишированное (в духе фильмов Энга Ли и Сэма Мендеса), но менее мощным фильм из-за этого не становится. Лидер оказывается тираном, которого боятся и ненавидят, — и, сам не ожидая того, сам приближает печальный конец.
4. «Не смотрите наверх», 2021
Режиссер: Адам Маккей
Группа астрономов (Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс) обнаруживает гигантскую комету, которая летит прямо на Землю и через полгода столкнется с планетой, уничтожив все живое. Ученые пытаются предупредить об этом власти, СМИ и знаменитостей, но оказывается, что для президента политические амбиции важнее неминуемой гибели всего живого, а остальные в нее не очень-то и верят.
Адам Маккей, один из самых остроумных, язвительных и проницательных современных режиссеров, снова снял политическую сатиру (до этого были «Власть» про вице-президента США Дика Чейни и «Игра на понижение» про финансовый кризис). А учитывая жанр, стоит ли удивляться, что достается всем героям фильма: и прожженная телеведущая (Кейт Бланшетт), и интеллигентный ученый (ДиКаприо), и аутичный глава корпорации (Марк Райлэнс) изображены безусловно иронично.
Но главный антагонист — это президент США Дженни Орлин, которую сыграла Мэрил Стрип. Орлин — это такой Трамп в юбке: их объединяют любовь к красному цвету и кепкам, популистская риторика и то, что на пост помощника президент назначила своего сына (Джона Хилл). В «Не смотрите наверх» токсичную маскулинность излучает снова женщина. И на примере Орлин Адам Маккей наглядно демонстрирует: если политик хорошо смотрится на сцене и уверенно себя ведет, это еще не значит, что он знает, о чем говорит.
5. «Убийцы цветочной луны», 2023
Режиссер: Мартин Скорсезе
После окончания Первой мировой Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо), отслуживший поваром, приезжает в Оклахому к своему дяде Уильяму Хейлу (Роберт Де Ниро) — богатому землевладельцу, уважаемому в этих краях человеку. В Оклахоме как раз происходят удивительные события: на территории индейцев из племени осейдж нашли нефть, после чего они баснословно разбогатели. На Эрнеста обращает внимание девушка из богатой индейской семьи Молли (Лили Гладстоун), они женятся, после чего у Молли начинают один за другим погибать родные.
Скорсезе по одноименной документальной книге Дэвида Гранна снял фильм про один из самых трагических эпизодов в американской истории ХХ века: белые (и частно бедные) жители Оклахомы, позавидовав богатству осейджей, решили его отнять — череду убийств среди коренного населения смогло остановить только ФБР. Именно белые люди в этом фильме оказываются абсолютным злом. А их король (окружающие так его и зовут) — герой Де Ниро. ДиКаприо (сыгравший одного из самых токсичных героев в истории кино — Джордана Белфорта из «Волка с Уолл Стрит») здесь лишь его послушный помощник. Уильям Хейл — источник токсичности, которая в буквальном смысле отравляет окружающих.