1. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МУЗЫКИ
«Нам не нужно обладать специальными знаниями — или даже быть особенно „музыкальными“, чтобы наслаждаться музыкой и отзываться на нее из глубины души… Музыка — часть нашей человеческой сути, и нет такой культуры, где она бы не была развита и не ценилась высоко».
Одно из самых невероятных свойств музыки — врожденная настроенность нашего мозга на ее восприятие. Это, возможно, самая универсальная и доступная форма искусства. Практически любой человек способен оценить ее красоту.
Это больше чем эстетика. Музыка лечит. Она способна подарить нам чувство собственной идентичности и, как ничто другое, помогает многим выражать себя и чувствовать связь со всем миром.
2. О музыке, деменции и обретении личности
«Я видел пациентов в состоянии глубокой деменции, которые рыдали или вздрагивали, когда им включали музыку. Я уверен: они переживали весь спектр доступных нам чувств, и деменция, по крайней мере в эти моменты, не была барьером для эмоциональных переживаний. Если человек способен на такую реакцию, очевидно, в нем сохранилась личность, даже если только музыка способна ее пробудить».
Большую часть жизни Оливер Сакс посвятил изучению психических расстройств пожилых людей. Он был директором клиники для людей с тяжелыми психическими заболеваниями и на их примере убедился в том, что музыка может восстанавливать сознание и личности тех, кто едва способен связывать слова и воспоминания.
3. Об «эффекте Моцарта»
«Воздействие интенсивного музыкального обучения на юный пластичный мозг бесспорно. Хотя „чайная ложка Моцарта“ не обязательно может улучшить математические способности ребенка, регулярное прослушивание музыки и особенно активные занятия ею могут стимулировать развитие различных зон мозга».
Теория о том, что музыка австрийского композитора способствует развитию интеллекта у детей, получила широкое распространение в 1990-е. Журналисты вольно интерпретировали отрывок психологического исследования о кратковременном влиянии музыки Моцарта на пространственный интеллект, что породило целую серию псевдонаучных открытий и успешных продуктовых линеек. Из-за этого научно обоснованные концепции о реальном воздействии музыки на мозг на долгие годы ушли в тень.
4. О разнообразии музыкальных смыслов
«Музыка не имеет смысла сама по себе. К примеру, вы думаете, что „Мессия“ Генделя — религиозное произведение, но многие мелодии оперы композитор позаимствовал из неприличных итальянских песенок своего времени. Одни и те же мелодии могут восприниматься в эротическом, религиозном или миротворческом контексте. Вот почему Ганди и Гитлеру могла нравиться одна и та же музыка».
Музыка — невидимое пространство для наших проекций. Она объединяет людей с разным прошлым, образованием и воспитанием. При этом даже самая печальная музыка может служить утешением и лечить душевные травмы.
5. О современной аудиосреде
«Половина из нас надевает наушники и с утра до вечера слушает музыку, фактически игнорируя посторонние шумы. А для всех остальных непрерывно звучит оглушительный и неизбежный „саундтрек“ ресторанов, баров, магазинов и фитнес-клубов. Это звуковой стресс для наших чувствительных аудиальных систем, которые нельзя перегружать без особой надобности».
Сакс не поклонник плееров. По его мнению, музыка была призвана объединять людей, но приводит к еще большей изоляции: «Теперь, когда мы можем слушать любую музыку на наших устройствах, у нас меньше мотивации ходить на концерты, поводов петь вместе». Постоянное прослушивание музыки через наушники приводит к массовому нарушению слуха у молодых людей и неврологическому застреванию на одной и той же навязчивой мелодии.