«Каждые сто лет»
Анна Матвеева, Редакция Елены Шубиной
Роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет» затягивает хитросплетениями многочисленных сюжетных линий. Порой кажется, что уже раскрыты все смысловые карты, но за найденной было сердцевиной истории таится еще один ракурс.
В центре повествования — две женщины, две непростые судьбы. Ксана родилась в позднем СССР в семье свердловских интеллигентов, Ксения Лёвшина — в дворянском гнезде на сто лет раньше. Дневники покойной Лёвшиной случайно попадают к маленькой Ксане. Читая их, девочка начинает чувствовать особую связь с далекой тезкой.
Героини правда похожи — обе в меру замкнуты, не уверены в себе, впечатлительны и тайком пишут в дневниках обо всем, что их задевает. А задевает многое. Ксана переживает из-за маньяка на улицах города, двоеженства отца, из-за брата, безумно влюбленного в ее хабалистую подругу. Ксению тяготит несоответствие стандартам, отсутствие друзей и надвигающаяся бедность. Впереди же у них маячат глобальные катаклизмы: революция и Гражданская война, девяностые и перестройка. Слом эпох и разрушение привычных ценностей.
Ксана и Ксения быстро попадают в хаотичный поток жизни, где больше нет ясных правил. Но героини, вопреки всему, держатся своих идеалов. Одна терпит ветреность и безразличие мужа, выдерживает гибель детей от войн и голода. Другая годами выплачивает огромный долг за преступление неродного, но любимого сына. Откуда столько самоотверженности? Ксана и Ксения не наделены природной стойкостью. Они преодолевают тернии, потому что не забывают о звездах.
Обе все так же увлеченно ведут дневники, помнят о стремлениях юности к научным и творческим поискам. Их романтический настрой оказывается парадоксально спасительным в трудные времена. Он учит надеяться, сопереживать и мечтать, дает возможность не зачерстветь — простить тех, кто признал ошибки и может быть полезен в будущем. Автор будто напоминает: впечатлительная натура означает не только слабость, но и силу — силу особой чуткости к миру.
«Белая обезьяна, черный экран»
Ольга Аникина, Лимбус-пресс
Пронзительная личная история врача, которому самому понадобилась помощь. Юрий Храмцов — не вершитель подвигов, а маленький человек с большой дырой в душе. Рано потерявшему мать, неудачно женившемуся и не сделавшему блестящую карьеру, ему все труднее ладить с людьми и со своей скромной долей рядового доктора-диагноста. Дело доходит до глубокой депрессии, выйти из которой помогает коллега-психиатр. Книга о терапии, об изживании одиночества оказывается терапевтичной и для читателя — она магическим образом транслирует созерцательное спокойствие, которое постепенно обретает рассказчик.
«Вот оно, счастье»
Найлла Уильямза, Фантом-пресс
Моменты счастья кажутся нам неуловимыми. Но они все равно способны оседать в памяти светлыми, согревающими видениями и поддерживать в мрачные дни. О такой коллекции пережитых радостей — роман ирландца Найлла Уильямза. Стареющий Ноэль Кроу описывает свою юность в деревне Фаха. Как жил у бабушки с дедушкой, искал призвание, был свидетелем необычной любви пожилого электрика и вдовы аптекаря. Беззаботная атмосфера глубокой провинции, а также виртуозно-ритмичный, шутливый стиль рассказчика делают Фаху царством вечного праздника. Того, который — как Париж у Хемингуэя — всегда с тобой.
«Антитела»
Кирилл Куталов, Издательские решения
До 2020 года Кирилл Куталов работал арт-директором и иногда сочинял прозу. Все изменила пандемия, из-за которой пришлось уволиться. С одной стороны, самоизоляция и туманное будущее, с другой — время на творчество. Антитела начинались как дневник пандемии, который автор вел в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Наблюдения за пустующей Москвой постепенно обрастали героями, и… в итоге родился роман в жанре антиутопии.
Государством правит искусственный интеллект, всюду жесткий контроль, за жителями следят дроны. Затем появляется загадочный вирус. Будучи куда опасней знакомого нам коронавируса, он молниеносно проникает всюду, в том числе в круги власть имущих, останавливая привычный порядок. Строгая система рушится, а на арену выходят авантюристы и преступники.
Антитела — не просто попытка развеять миф о пользе «жесткой руки», но и убедительно приближенная к реальности притча о социальной разобщенности как следствии авторитаризма. Ведь для сплочения перед лицом незримой угрозы нужна ответственность, которая воспитывается не принуждением, а свободой. Любовь автора к свободе отразилась и в пути к читателям: он самостоятельно издал книгу на платформе Ridero. Антитела были замечены и даже включены в шорт-лист Критической академии премии «НОС».