Легендарное имя «Кукрыниксы» объединило три гениальных художника — Михаила Васильевича Куприянова (КУ), Порфирия Никитича Крылова (КРЫ) и Николая Александровича Соколова (НИКС). Это тройственное содружество стало исключительным явлением в мировой истории искусства. Их подход и творческое единодушие, с одной стороны, и уникальный взгляд каждого — с другой позволили им создавать произведения, каждое из которых интеллектуальный коллаж, в котором зашифрованы три авторских взгляда.
Выставка в Манеже, приуроченная к 100-летию создания Кукрыниксов, — это масштабный монографический обзор их творчества, охватывающий все этапы и жанры. Это первый подобный проект с 1977 года, где собраны оригинальные работы, многие из них представлены впервые.
Особое внимание на выставке уделено политическим карикатурам, которые сопровождены комментариями историков. К сожалению, собрать все произведения Кукрыниксов вместе невозможно: многие из них требуют бережного хранения и реставрации. Однако выставка в Манеже определенно уже заняла особое место в мире искусства, возвращая уникальный голос этих великих мастеров и напоминая современному зрителю, что история циклична.
Кукрыниксы как группа начали формироваться еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они делали зарисовки с натуры, выбирали лучшие идеи и создавали черновики, поддерживая (и критикуя) друг друга на каждом этапе.
В 1920-е годы творчество Кукрыниксов наполнилось ироничными карикатурами на окололитературные темы — их остроумные шаржи на писателей и пародии на картины коллег завоевали популярность. Рисунки художников появлялись на страницах сатирических журналов «Смехач» и «Крокодил», но в 1932 году их сотрудничество с газетой «Правда» открыло новые горизонты.
Кукрыниксы, вошедшие в бригаду специальных корреспондентов, отправились в рейды по железным дорогам, заводам и провинциальным городам
Эти поездки расширили их диапазон интересов, и с собой они привозили сатирические рисунки, отражающие проблемы, стоящие на пути к благополучной жизни советского государства. Газета «Правда» даже ввела рубрику «По следам карикатур», где руководители учреждений отчитывались о принятых мерах по устранению недостатков, высмеиваемых Кукрыниксами.
Сарказм и обличительный пафос карикатур, многослойная игривость дружеских шаржей и глубокий психологизм книжной иллюстрации сменяются личными переживаниями и поэтическими настроениями в этюдах всех жанров. Их карикатуры стали настоящими визуальными рассказами, наполненными смешными эпизодами и бесчисленными деталями.
Однако со временем художники отошли от перегруженности деталями: их рисунки стали более лаконичными и обобщенными, а композиции — четкими. В их работах активно использовались классические приемы карикатуры: метафора, гротеск, гипербола. Неодушевленные предметы оживали, а в ролях действующих лиц появлялись животные, что добавляло комизма и подчеркивало абсурдность происходящего.
Важную роль в изменении направления обличительного юмора Кукрыниксов сыграла встреча с Максимом Горьким, который вдохновил их обратить внимание на международную политику. С тех пор политические темы начали вытеснять литературные и бытовые, определяя главный вектор их сатиры. В 1929 году в журнале «Прожектор» появились их первые карикатуры на международные события, а к 1930 году они выпустили политические плакаты.
Выставка также представляет Кукрыниксов как неординарных художников сцены. Например, они выступили оформителями спектакля «Город Глупов» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина в переработке драматурга Андрея Глобы для Театра сатиры, премьера которого состоялась 6 ноября 1932 года. Лаконичные декорации ограничивались порталом и лестницей, в то время как внимание было сосредоточено на типажах и костюмах.
Художники ушли в гиперболу и гротеск, создав «щедринские типы» с яркими красками и реалистичными портретами градоначальников
Карикатуры Кукрыниксов для «Правды» и «Крокодила», эскизы для «Окон ТАСС» в период Великой Отечественной войны и зарисовки с Нюрнбергского процесса — эти и другие работы заняли центральное место в истории и искусстве XX века. Псевдоним «Кукрыниксы» стал символом острой политической сатиры, а в их работах отражались острые реалии времени. Сами художники всегда подчеркивали, что их объединение — не трио, а квартет, и «Кукрыникс» — это четвертый отдельный художник и некая объединенная творческая сущность авторов.
Кукрыниксы представляют собой важную часть русской культуры XX века. Их работы наглядно показывают, как искусство может быть связано с историческим контекстом, что делает исследование их творчества сегодня еще более актуальным для понимания культурного наследия и исторической памяти.
Где:
г. Москва, Манежная пл, д.1
Когда:
До 15 декабря 2024 г.
Экспозиция в Манеже создана государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.