1. Квест. Они не зря так популярны. Все мы в глубине души — искатели сокровищ и Шерлоки Холмсы, и любой урок английского можно превратить в квест. Детям до 12 лет будут интересны поиски сокровищ, тинейджерам понравятся детективные и хоррор-истории, а также квесты на основе популярных сериалов. Определитесь с тематикой, финальной целью, этапами (что дети будут получать после каждого задания — подсказку, кусочек карты или новую улику?), как класс будет поделен на команды и что в итоге получат победители.
2. Прокачка супергероев. На занятии можно решать и другую игровую задачу — прокачивать персонажа. Каждый ученик или группа учеников получает своего героя — например, персонажа вселенной Marvel или робота из «Трансформеров». За каждое правильно выполненное задание герой получает какую-то суперспособность или могущественный артефакт. Побеждает тот, чей супергерой получился самым мощным.
3. Джуманджи. Все, что нужно для этой игры, — большое поле, на котором будет одна извилистая дорожка. Поле можно нарисовать самому или скачать из интернета — их там много. Каждое второе/третье/пятое/седьмое поле будет не просто ходом, а заданием. Главное — никто не должен знать, что придется делать. Задания будут доставаться из таинственного черного ящика. Продумайте правила и призы победителям — и вперед, к приключениям!
4. Бизнес-урок. Любознательность детей не знает границ. Поэтому урок — бизнес-проект им точно понравится — для них это станет шансом проявить себя. Урок, во время которого ученики создают собственный стартап, помогает освоить новую лексику, потренироваться в живом разговоре и применить все имеющиеся знания.
Идея проста — класс делится на группы, и каждая из них создает свой бизнес-проект. Работа включает в себя разработку идеи, создание прототипа (например, плаката, наглядной схемы, модели из лего) и презентацию его учителю и всему классу.
Прежде чем устраивать такой урок, определитесь, что именно будут презентовать ученики (рекламный плакат, прототип, ролик), как будет оцениваться их работа (отсутствие ошибок, креативность плаката, оригинальность идеи) и что получит победитель. Тематика может быть любой.
Такие занятия удобно привязывать к пройденным темам. Изучили названия животных? Пусть дети разработают проект собственного зоопарка или экологическую программу. Прошли тему про еду? Ученики могут представить проекты ресторанов.
5. Ролевая игра. Без чтения длинных (и порой не особенно увлекательных) текстов обойтись сложно. Но вы можете замотивировать детей, если потом устроите дебаты или круглый стол по мотивам прочитанного текста. Например, при чтении текста о вымирании акул роль эксперта по морским животным не так интересна.
А вот, например, роль «Когда тебе было 12 лет, ты отдыхал с родителями на море. Шел третий день, ты сидел на пляже и лакомился мороженым, как вдруг заметил, что к купающимся людям приближается серый треугольный хвост. Это могло значить только одно! Акула вот-вот нападет на всех! Подбежав к спасателю и решительно забрав у него рупор, ты поспешил пробежаться по пляжу и оповестить всех о надвигающейся опасности…» — может вызвать восторг.
Ведь это роль, написанная для конкретного ребенка, с целой предысторией! От вас нужно всего 5-6 предложений, чтобы ученики прочитали двухстраничный текст.
6. Игра в шпиона. Каково быть иностранцем в России? Вот сейчас и проверите. Раздайте детям несложные задания — узнать, где находится ближайший супермаркет, как пройти к театру, какой автобус идет в центр. Выходите на улицу и попробуйте сориентироваться, спрашивая по-английски тех, кто умеет на нем говорить, — работников стоек информации в торговых центрах и метро, туристических информационных пунктов. Будьте рядом, поддерживайте ребенка всей группой. Выполнить такое задание непросто, но зато эффект будет удивительный.
7. «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». Гибрид из этих двух игр заходит на ура. Поделите группу на 2-3 команды и посадите каждую за круглый стол. Оборудуйте отдельный стол для заданий и волчка (его можно сделать из юлы или карандаша), разложите карточки с задачами кругом и по очереди давайте каждому ученику крутить волчок.
Выбранное задание ученики в командах делают одновременно за отведенное им время — 1-3 минуты, в зависимости от сложности. Каждые 3-4 вопроса вставляйте раунд формата «Кто хочет стать миллионером?» — вызывайте по одному ученику из команды и предлагайте ему один вопрос с вариантами ответа. Время на раздумья ограничено, играет тревожная музыка, но всегда есть возможность позвонить другу! Даже самые скучные упражнения на формы глагола будут выполняться с азартом!
8. Зомби-апокалипсис. Повесьте на стену карту мира и заштрихуйте добрую половину всех стран. Эти страны в опасности! В каждой из них орудуют зомби, с которыми нужно сразиться, чтобы спасти мирных жителей. Но чтобы попасть в страну, нужно получить визу — выполнить какое-то задание на английском (хорошо, если оно будет как-то связано со страной).
Получив визу, дети бросаются в бой. Сражение должно быть веселым — ученики выполняют задания, во время которых можно вволю подурачиться. Например, забросить мяч в корзину или рассказать скороговорку, одновременно пританцовывая.
9. Ферма. Еще одна любимая детьми и взрослыми игра, которую можно задействовать для мотивации, — ферма. Дайте каждому ребенку «прокачать» свое ранчо! Вырежьте из картона цветные иконки домов и продуктов — их вы будете раздавать детям или клеить на доску — «ранчо».
Каждая новая культура, которую можно заполучить, — это определенный тип задания. Например, задания на пропущенные артикли — это морковки, а задания на формы глагола — арбузы. Заранее объявите детям, сколько культур им доступно и сколько они могут вырастить.
10. Киновечер. Устройте ученикам киновечер. Самый настоящий — с мягкими пуфиками, попкорном, проектором и фильмом на английском языке! Однако, чтобы получить билет в кино, ученикам придется постараться! Подготовьте 10 заданий. Если кино идет 90 минут, выполнение каждого задания дает детям право на 9 минут фильма. Выполнят все задания — досмотрят ленту до финальных титров.
Все эти подходы мы используем в Skyeng Camp, чтобы сделать обучение ребят захватывающим и результативным. Также все хитрости можно применить к самому обычному уроку с самыми скучными заданиями из учебника. Так что учителю даже не нужно ничего придумывать: каждое игровое задание — это типовое упражнение. Но если они станут ключами для прохождения квеста или этапами увлекательного соревнования, дети проявят гораздо больше энтузиазма в их выполнении, а вы заслужите звание самого классного учителя, не прилагая никаких особых усилий.
Об авторе
Алиса Бугорова, руководиль проекта