10 причин популярности зеленого гнома: о чем новый мем зумеров
Фото

Соцсети

Что делает зеленый гном

В YouTube и TikTok набирают популярность видеоролики с зеленым гномом, который пробирается в магазины, кафе, общественный транспорт и рестораны. Прорываясь через посетителей, существо пытается забраться на кассу, в примерочные или помещения для персонала — в конце концов, его выгоняют охранники заведения. Ролики длятся всего несколько секунд, а фоном звучит необычная музыка, напоминающая средневековую, что добавляет такому контенту комичности.

Оригинальный образ придумал блогер под ником Crawly — он популяризировал локальный тренд, который сначала появился в TikTok, и фактически сделал его вирусным во всех соцсетях. Благодаря нему мир узнал о том, что зеленый гном, одетый в мантию и с колпаком на голове, на самом деле борется со злыми рыцарями: в реальном мире их представляют люди, которые не дают ему добраться до нужной цели.

Кроме того, согласно вселенной Crawly, рыцари пытаются отобрать у гнома его золото — этот факт, а также агрессия, с которой «рыцари» прогоняют существо из запретных для него пространств, возмущает зрителей и вызывает сочувствие к сказочному персонажу в зеленом костюме.

10 причин популярности зеленого гнома

Анастасия Котельникова

психолог, специалистка психологической платформы Alter

Кевин Аллока, директор YouTube по культуре и трендам, в своей книге «Видеократия» выделил три фактора, повышающих вероятность того, что тот или иной ролик станет популярным. Это участие лидеров мнений, возможность задействовать большое количество людей и неожиданная развязка. Все эти факторы присутствуют во вселенной гномов, рыцарей и других сказочных существ, которые сейчас штурмуют соцсети.

1. Новизна

Все новое привлекает внимание и выделяется из обыденности, а также позволяет посмотреть на привычную среду — например, лес или город — под новым углом. Есть выражение: маленький ребенок открыл дверь и удивился, взрослый открыл дверь, увидел дракона и не удивился.

2. Возможность попасть в другой мир

Образный, параллельный все той же обыденности мир — тренд предлагает каждому желающему погрузиться в фантазию, очень просто и довольно по-доброму устроенную.

3. Создание сообщества

Тренд помогает сформировать чувство общности среди участников и наблюдателей. Кроме того, учитывая простоту устройства мира гномов, ведьм и рыцарей, легко выбрать того, кого поддерживать, на чьей ты стороне. А человеческий мозг не любит когнитивную сложность — она требует большого расхода энергии.

4. Положительные эмоции

Если взглянуть на тренд через линзу схема-терапии, то он позволяет удовлетворить потребности в спонтанности и игре, приносит радость от творчества и общения в забавном игровом формате: мы можем быть незнакомы, но знаем правила игры и через них можем взаимодействовать и понимать друг друга.

Тренд дает возможность выражать эмоции через творчество в доступной форме

Для участия не нужно никакого специального оборудования или навыков: шлем рыцаря можно изготовить из дуршлага, а плащ — из куска ткани.

Даже Aviasales, поддерживая эту историю, при создании образа гнома обошлись обычной курткой и палкой. Потребности в спонтанности и игре — это потребности условной «детской» части психики, которая и во взрослом возрасте ищет насыщения и хочет проявляться.

5. Доступность

Тренд инклюзивен и доступен человеку любого возраста и социального положения.

6. Вызов правилам

Это практически мирный протест против социальных норм и правил в шутливой форме, что отвечает потребностям в автономии и свободе. Так, Crawly пытается зайти в места, недоступные обычным посетителям, вызывая шок у работников и улыбку у наблюдателей и поклонников.

7. Знакомый контекст

Аллюзия на условный сюжет про Давида и Голиафа — история сражения маленького и смелого с большим и страшным, которая присутствует во многих мифах, сказках, религиозных текстах, знакома большому числу людей и потому хорошо укладывается в картину мира, что также способствует участию, дает возможность присоединиться к чему-то общему.

8. Музыкальность

Не последнюю роль здесь играет музыка: виральности очень способствует то, что видео снимаются под один и тот же трек. Музыка, с одной стороны, легко запоминается и дает радость узнавания, а с другой — в каждом новом ролике мы видим что-то новое под знакомую мелодию. Для нашей психики это двойное удовольствие.

9. Сюжетность

Каждый новый сюжет в тренде — это как бы продолжение общего рассказа, новый эпизод сериала. Есть эффект Зейгарник, согласно которому наша психика лучше запоминает незавершенные события — а здесь сюжетная линия непредсказуема и не завершена, да еще и предлагает вариативность.

каждый участник может представить свое видение гнома и развития повествования

Следование истории помогает закрыть сразу несколько потребностей, например:

  • погружение в фантазийный мир и уход от реальности;

  • в ожидании “следующей серии” высвобождается дофамин: мы чувствуем волнение, предвкушение - наконец, видим что-то новенькое - получаем “награду”, ощущаем удовлетворение;

  • идентификация с персонажами: заметьте, почти все хотят быть гномами и гораздо меньше - ведьмами или рыцарями. Это глубоко вшитая в наш культурный код история о герое (гном) и антигерое (рыцарь).

А еще, так как история растягивается во времени, это позволяет увеличить и удовольствие, и объем эмоциональных вложений, и радость узнавания.

10. Юмор

Самыми вирусными становятся, как правило, тренды, где есть что-то смешное. Юмор — очень сложный и комплексный феномен, который также работает на много потребностей сразу: с его помощью можно и снять стресс, и улучшить настроение, и почувствовать связь с сообществом, и проявить креативность. И этот тренд позволяет идти к реализации всех перечисленных потребностей в игровой, незатратной, легкой форме. А пародирование, игривое копирование — один из самых распространенных способов шутить, знакомый нам с раннего детства.