Главный редактор Psychologies.ru
1. «Двойная жизнь Вероники» (Кшиштоф Кесьлёвский, 1991)
Хороший фильм для подведения итогов года: сюжет, как и всегда у Кесьлёвского, подталкивает к размышлениям о судьбе, случайностях и принятых нами решениях. А также о том, какие потаенные механизмы управляют нашими жизнями.
Две девушки, очень похожие биографически и внешне, одна в Варшаве, другая в Париже, живут не зная друг о друге — но исподволь чувствуют, что связаны невидимой нитью. Одна старается из последних сил, чтобы добиться успеха в вокале, другая — бросает занятия музыкой, и эта роковая развилка определяет, что происходит с каждой далее. Режиссер мечтал снять фильм с десятками альтернативных концовок, но бюджета на такой трюк не хватило — и пришлось остановиться на одном варианте финала, трогательном и почти сказочном.
2. «Надо мною солнце не садится» (Любовь Борисова, 2019)
Одна из самых ярких картин «новой волны якутского кино»: снятая за копейки, собравшая в прокате незаслуженно мало, глубокая и красивая. Если можно описать ее через аналогии, то это такая «Аризонская мечта» и «Пока не сыграл в ящик», но в декорациях «Как я провел этим летом». В общем, светлое и немного нереальное кино.
Юноша Алтан ругается с отцом и отправляется работать на Крайний Север: месяц полного одиночества становится своеобразным наказанием. Ни мобильной связи, ни телевизора, ничего, к чему привык «городской» Алтан, здесь нет. Зато — неожиданно — тут есть доживающий свой век старик Байбал, с которым у парня возникает настоящая дружба. На радость зрителю.
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru
3. «Узник замка Иф» (Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1988)
К сценарию для российской (тогда — советской) экранизации легендарного романа Александра Дюма приложил руку не только сам режиссер (снявший десятилетием ранее «Д`Артаньян и три мушкетера»), но и Марк Захаров, чьи театральные и кинопостановки всегда отличались особым подходом, вызывали разные реакции, но, как показала история, стали признанными шедеврами. В фильме сыграло столько звезд советского кино (и все были тогда в расцвете лет и творческих сил), что каждая сцена доставляет зрителю подлинное удовольствие.
Пересказывать сюжет нет необходимости — он известен каждому: молодой моряк накануне свадьбы с любимой девушкой в результате ложного доноса друзей попадает в замок Иф — неприступную крепость, окруженную морем. Много лет спустя ему удается бежать, и он осуществляет план возмездия. Это приносит удовлетворение, потому что потребность в справедливости, как ни крути, живет в каждом из нас.
4. «Фантомас» (Андре Юнебель, 1964)
Трилогия с Жаном Маре и Луи де Фюнесом сегодня может показаться наивной и уж тем более нисколько не страшной, но главное в ней — вовсе не возможность качественно испугаться, а, опять же, блестящая игра актеров. Смотреть на неподражаемую и бесконечно выразительную мимику де Фюнеса в роли комиссара Жюва можно и в 1964-м, и в 2025 году. И хотя бы на пару часов (а лучше посмотреть всю трилогию) можно оказаться в мире, где герои пускай и более плоские, но зато и намного более предсказуемы, а мир можно спасти, разоблачив опереточного негодяя. И да, тут никто не расскажет вам, что Фантомас стал плохим потому, что зацикленная на себе мать его не любила, а отец был слишком жесток. Иногда комедия — это просто комедия.
Франция потрясена дерзкими преступлениями, совершенными неуловимым преступным гением Фантомасом. Красавчик журналист Фандор решает, как сказали бы сегодня, хайпануть, и печатает вымышленное интервью с таинственным злодеем. Но, как многие плохиши, Фантоман нарциссичен и болезненно самолюбив — его задевает, что в газете он выставлен напыщенным болваном, и он нарушает свое инкогнито. По следу преступника идет комиссар Жюв…
Редактор сайта Psychologies.ru
5. «Ищите женщину» (Алла Сурикова, 1982)
Париж, канун Нового года. Все сотрудники нотариальной конторы мэтра Роше расходятся по домам — кроме телефонистки Алисы Постик, которая живет в том же здании. Женщина уже 19 лет работает в бюро, но, кажется, в первую очередь ходит туда для того, чтобы собирать сплетни и обсуждать детективы с подругой по телефону. Поэтому, когда посреди комнаты внезапно обнаруживается покойник, Алиса берется за расследование, объединяя усилия с инспектором полиции — разумеется, против его воли.
Почему стоит посмотреть этот фильм на новогодних каникулах? Во-первых, чтобы погрузиться в атмосферу Франции. Несмотря на то, что все события фильма происходят в пределах конторы и самого Парижа зритель не видит, каждый кадр «дышит» им: к примеру, через киноленты, которые мелькают по телевизору, модные наряды машинистки и любовь клерка конторы к антикварным лавкам. Во-вторых, чтобы увидеть актеров уже давно выученных наизусть фильмов — Леонида Куравлева, Сергея Юрского, Александра Абдулова, Леонида Ярмольника — в ином амплуа. И, конечно, чтобы порадовать себя, вычислив убийцу!
6. «О чем говорят мужчины» (Дмитрий Дьяченко, 2010)
Как давно вы собирались компанией друзей и ездили в поездку — да хотя бы в ближайший город? Чем старше мы становимся, тем менее реалистичной кажется эта затея. Так и четверо друзей, Леша, Саша, Камиль и Слава, первый раз за долгое время смогли вырваться из рабочих и семейных забот, чтобы поздравить приятеля с днем рождения и заодно побывать на концерте Би-2 — но их автомобильное путешествие не обошлось без происшествий.
Сейчас, спустя почти 14 лет с выхода фильма, его можно раскритиковать за многое — хотя бы за сексистские и плоские шутки о женщинах или изображение «настоящих» мужчин как тех, кто не может жить без измен и их обсуждений. Но это все фильму хочется простить за то, как легко он переносит зрителя во времена, которые у многих ассоциируются со спокойной жизнью, а у кого-то и с молодостью, полной энергии и ожиданий. А еще за прекрасные саундтреки и те самые редкие глубокие монологи: «Не стало будущего. Раньше, в детстве, впереди было что-то яркое, неизвестное. Жизнь… А теперь я точно знаю, что будет потом. То же самое, что и сегодня».
Психоаналитик, редактор Psychologies.ru
7. «Пингвины мистера Поппера» (Марк Уотерс, 2011)
Очень теплое и душевное семейное кино. Джим Керри в роли отца семейства заставляет вновь вспомнить о том, что в этой жизни действительно важно — не вечная погоня за «успешным успехом», а наслаждение каждым моментом, тихая радость, которую не купишь за деньги и любимые, родные люди рядом.
«Пингвины мистера Поппера» — комедийный фильм, в котором успешный, но чрезмерно занятой бизнесмен Том неожиданно становится владельцем группы забавных пингвинов. Эти необычные питомцы кардинально меняют его жизнь, заставляя по-новому взглянуть на отношения с семьей (а брак, к слову, трещит по швам!) и работу. Основная линия сюжета переплетается с темами личностной трансформации, важности общения и ответственности, а сами пингвины становятся источником не только комичных ситуаций, но и неожиданных откровений.
8. «Шоколад» (Лассе Халльстрём, 2000)
Фильм пусть и не зимний, но очень атмосферный и уютный. Он буквально наполняет дом ароматом какао и горячего шоколада. Кстати, и смотреть это кино тоже лучше, вооружившись любимым горячим напитком!
«Шоколад» — это трогательная драма о женщине по имени Вианн, которая вместе с дочерью переезжает в маленький французский городок и открывает там шоколадную лавку. Ее необычные сладости начинают привлекать внимание местных жителей, но не все готовы принять новизну и изменения, которые она приносит. В центре сюжета — борьба между традициями и переменами, а также раскрытие тайн и душевных переживаний персонажей. Шоколадная лавка превращается в место, где люди обретают не только радость, но и новый взгляд на жизнь. Немаловажная линия сюжета — любовная, и учитывая, что одним из ее участников является герой, которого играет Джонни Депп, это делает ее особенно прекрасной!
Контент-редактор Psychologies.ru
9. «Оставленные» (Александр Пэйн, 2023)
Несмотря на то что каждый год в мире штампуется огромное количество новогодних фильмов, «Оставленные» — пожалуй, один из немногих, который «рискует» через 10-15 лет войти в классическую подборку, которую мы пересматриваем в праздники.
1970 год. Американская частная школа, где учатся дети обеспеченных, но занятых родителей, которые даже не всегда могут отпраздновать Рождество с семьей. Так несколько учеников остаются в кампусе на все каникулы — вместе с нелюбимым преподавателем древней истории и школьным поваром, скорбящей по погибшему на Вьетнамской войне сыну. По сути это традиционная рождественская история: герои, одинокие каждый по-своему, испытания, которые они проходят, лучше узнавая друг друга, и, конечно, счастливый финал — расставание с прошлой жизнью и возможность изменить свою судьбу.
В 2024 году картина получила пять номинаций на «Оскар» и одержала победу в одной из них — статуэтку в категории «Лучшая актриса второго плана» забрала Давайн Джой Рэндольф, в которую вы обязательно влюбитесь, посмотрев фильм.
10. «200 сигарет» (Риза Брэмон Гарсия, 1999)
Еще один фильм, который переносит нас в прошлое — на этот раз на десятилетие позже — в 1980-й. Действие происходит в Нью-Йорке в канун нового года. Моника (Марта Плимптон) устраивает вечеринку, но друзья не отличаются пунктуальностью. Пробираясь через весь город, каждый из них решает свои проблемы — и уж поверьте, вы точно узнаете себя в одном из многочисленных героев.
«200 сигарет» совсем не похож на другие «новогодние» фильмы. Здесь нет счастливых случайностей и сказочных совпадений, которые приведут к нереалистичному хэппи-энду. Герои ездят на такси, пытаясь успеть хоть куда-то, попадают в неловкие ситуации, много курят и хотят секса, а не одной любви на всю жизнь. Но в этом и заключается обаяние картины.
И хотя с момента выхода фильма прошла уже четверть века, но он не утратил своей актуальности. Если вы еще не смотрели «200 сигарет», сделайте это хотя бы ради того, чтобы оценить ранние и не такие известные роли любимых актеров: Кейт Хадсон, Кортни Лав, Кристины Риччи, Бена Аффлека и многих других.