Фрагмент постера к фильму «Перед полуночью»
Главный редактор Psychologies.ru
1. «Перед полуночью» (Ричард Линклейтер, 2013)
Линклейтер снимал трилогию об отношениях Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи) на протяжении 20 лет, наблюдая за тем, как менялись актеры и мир вокруг, а значит — и судьбы героев. В первой части, «Перед рассветом» (1995), совсем юные Джесси и Селин познакомились в поезде до Вены и провели одни сутки в австрийской столице — чтобы надолго расстаться. Второй раз они встретились в сиквеле «Перед закатом» (2004), уже 30-летние, и теперь уже сошлись и остались вместе.
Сколь бы увлекательными и светлыми ни были первые две картины, наиболее значимой все-таки кажется последняя — в которой Джесси и Селин растят детей, проживают кризис среднего возраста и, несмотря на неизбежные ссоры, сохраняют свою любовь. Трудно найти кино, в котором был бы столь же яркий пример здоровых отношений взрослых людей: без эмоциональных качелей, без недоверия и обмана, с бесконечным взаимным уважением. Кому-то подобные отношения обязательно покажутся скучными, и если вы среди таких зрителей, обязательно задайте себе вопрос: а почему, почему мне так скучно?
2. «Лето 42-го» (Роберт Маллиган, 1971)
Кадр из фильма «Лето 42-го»
Этот фильм иногда называют «американской „Дикой собакой динго“», намекая на сходство с советской классикой — тематическое, атмосферное и кое-где даже сюжетное. Гораздо чаще эту историю взросления сравнивают с «Выпускником», в котором юный персонаж Дастина Хоффмана поддается чарам годящейся ему в матери миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт). Но обе параллели все-таки не раскрывают то главное, ради чего «Лето 42-го» стоит посмотреть: любовь, особенно первая, всегда представляет собой комплекс чувств. И в этот комплекс могут входить любопытство, сочувствие, даже зависть — и это нормально.
А сюжет простой, но даже в своей простоте трогательный и многообещающий: трое 15-летних мальчишек проводят лето 1942 года на морском берегу в Новой Англии. И пока двое из них «подкатывают» к местным девчонкам-сверстницам, третий, Херми (Гэри Граймс) влюбляется в 22-летнюю Дороти (Дженнифер О'Нил), которая ждет возвращения мужа с фронта. Херми понимает, что вместе с летом закончатся и эти отношения, но вместе с тем он запомнит их на всю жизнь — а затем напишет об этом лете книгу. А по книге снимет фильм сам Роберт Маллиган, режиссер «Убить пересмешника» и «Человека на Луне».
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru
3. «Нортенгерское аббатство» (Джон Джонс, 2006)
Кадр из фильма «Нортенгерское аббатство»
Кэтрин Морланд (Фелисити Джонс) растет в небогатой дворянской семье, где родители любят друг друга, а братья и сестры живут в дружбе и заботе, и увлекается готическими романами. Друзья родителей берут девушку в курортный город Бат, и Кэтин тут же обрастает знакомствами. Ей нравится симпатичный и приятный Генри Тинли (Джей Джей Филд), но про его семейство ходят пугающие слухи. Чего только стоит загадочная смерть матери в их родовом имении — аббатстве Нортенгер.
За Кэтрин ухаживает и другой молодой человек. И вскоре вокруг наивной девушки, не встречавшейся с людской подлостью, закручивается целая интрига. К тому же ей предстоит самой оказаться в зловещем Нортенгере… Закончится ли этот «готический роман» хэппи-эндом?
Красивый фильм с великолепной игрой актеров (а как хорош Лиам Каннингэм в роли мрачного лорда Тинли!) снят по роману Джейн Остин. Если учите язык, обязательно посмотрите с оригинальной озвучкой.
4. «Босиком по мостовой» (Тиль Швайгер, 2005)
Кадр из фильма «Босиком по мостовой»
Через восемь лет после выхода «Достучаться до небес» Тиль Швайгер снимается в главной роли еще одного фильма, исследующего тонкости человеческой психики и пограничные состояния перед лицом смерти. Но на этот раз актер выступает еще и режиссером — и довольно успешно.
Ник (Тиль Швайгер) устраивается уборщиком в психиатрическую клинику и спасает от суицида одну из пациенток, Лайлу (Йоханна Вокалек). С этого момента их судьбы связаны, а сложившимся стереотипам и наносному цинизму предстоит уступить место человечности… Или не уступить. Жизнь покажет, сколь короткой она бы ни была.
Психоаналитик Фрейдо-Лакановского направления, редактор Psychologies.ru
5. «Эдвард Руки-ножницы» (Тим Бертон, 1990)
Фильм рассказывает о молодом человеке по имени Эдвард, роль которого исполнил Джонни Депп (и, как всегда, прекрасно). Парень он непростой. У него нет родителей, он был создан ученым, но так и не получил полноценные руки — вместо них у него лезвия и ножницы. После смерти своего создателя Эдвард остается в его замке, пока однажды не встречает женщину по имени Пег, которая забирает его к себе домой. И здесь начинается все самое интересное… Эдвард, несмотря на свою необычную природу, находит место в обычном мире, но встречается с огромными трудностями жизни «белой вороны». Вскоре он влюбляется в дочь Пег, Ким, но и их любовь сталкивается с множеством препятствий…
«Эдвард Руки-ножницы» — это не только необычная история любви, но и глубокая метафора о принятии себя и поиске своего места в мире. В День всех влюбленных этот фильм напоминает, что настоящая любовь не зависит от внешности — каждый из нас уникален и заслуживает быть любимым. Да, в кинокартине есть элемент трагизма, но в то же время есть и вдохновляющая искренность, которая трогает душу и оставляет приятное, светлое послевкусие.
6. «Свет в океане» (Дарек Сиенфрэнс, 2016)
Кадр из фильма «Свет в океане»
Драма для тех, кто готов в День святого Валентина посмотреть что-то «потяжелее». Кинокартина о любви, потерях и моральных дилеммах, снята на основе одноименного романа Марго Стедман. Главные герои, Том и Изабель, волею судьбы живут вдвоем на удаленном маяке, где однажды находят младенца, оставшегося без родителей. Их решение сохранить ребенка при себе приводит к трагическим последствиям — приходится столкнуться с реальностью и истинной историей малыша.
Фильм раскрывает многие грани любви и к партнеру, и к ребенку, поднимает вопросы ответственности, жертвенности и прощения, показывает, как порой сильные чувства могут застилать глаза и влиять на принятие решений, которые всю жизнь могут перевернуть с ног на голову. И хотя сюжет нельзя назвать простым (он наверняка поднимет в душе немало сложных чувств), заканчивается картина на светлой ноте, позволяя ощутить веру — и в любовь, и в человечество.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/33/7b/bc337bc3bb11bf94ec12c82b3ea6d3f0/160x160_21_f31634af4572a724cf55a345bb9f2b07@444x444_0xac120003_3054746501656073053.jpeg.webp)
Татьяна Иванова, контент-редактор Psychologies.ru
7. «Лобстер» (Йоргос Лантимос, 2015)
Кадр из фильма «Лобстер»
Зачем нам отношения: потому что мы действительно хотим разделить жизнь с этим человеком или потому что чувствуем себя неполноценными без пары?
Вселенная «Лобстера» — причудливая антиутопия, где нет места одиночкам. После развода с женой, с которой прожил более 11 лет, главный герой (Колин Фаррелл) попадает в специальный отель, где у него есть только 45 дней на поиск новой «второй половинки». В противном случае — его превратят в любое животное по выбору. Брат, ставший псом, служит верным напоминаем о том, какая жизнь ждет его, если он не найдет себе пару.
Но есть и другой выход — сбежать в лес и присоединиться к группе одиночек, на которых, к слову, должны в буквальном смысле охотиться постояльцы отеля, получая за успешные выстрелы дополнительные дни на поиски того или той самой. Но там царит иная крайность — любые близкие отношения запрещены, а проявления чувств караются увечьями. И именно в этой атмосфере главный герой влюбляется… И ему придется пойти на жертвы.
Это первый фильм грека Йоргоса Лантимоса на английском языке — именно с него началась широкая популярность режиссера, который дважды выдвигался на «Оскар» в основных номинациях — «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура» за картины «Фаворитка» (2019 год) и «Бедные-несчастные» (2024 год).
8. «Прошлые жизни» (Селин Сон, 2023)
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Еще один фильм-номинант на «Оскар» прошлого года. Сюжет вдохновлен жизнью самой Селин Дон, которая переехала из Южной Кореи в Канаду в возрасте 12 лет. А идея создания кино ей пришла во время ужина в Нью-Йорке с мужем, говорящим на английском, и подругой, говорящей на корейском.
2000 год. На Ён и Хэ Сон — двое школьников, которые вступают в подростковый возраст и начинают испытывать друг к другу что-то большее, чем просто дружеские чувства, а матери уже грезят об их свадьбе. Однако романтичной истории не суждено развиться дальше, потому что девочка переезжает вместе с родителями в Торонто. Так две жизни, которые могли сплестись в одну, начинают развиваться параллельно.
В следующий раз судьба их сталкивает через 12 лет, когда соцсети становятся частью нашей повседневной жизни. Друзья детства снова начинают общаться как ни в чем не бывало, старые чувства разгораются, но обстоятельства опять не оставляют паре второго шанса.
Спустя еще 12 лет На Ён (ныне Нора) и Хэ Сон встречаются в Нью-Йорке. Она — счастливо замужем за американцем, он — расстался с любимой девушкой. И каждый из них думает о том, как сложились бы их жизни, если бы они не разлучались…
редактор сайта Psychologies.ru
9. «Форма воды» (Гильермо дель Торо, 2017)
Кадр из фильма «Форма воды»
«Это фильм о доверии, инаковости, сексе, любви и о том, к чему мы движемся», — говорил Гильермо дель Торо. Для части зрителей этой инаковости оказалось слишком много — среди отзывов можно легко найти возмущения о том, что оскароносная картина посвящена романтическим отношениям с монстром. Надеемся, вас это не отпугнет: все-таки, в кинематографе всегда хватало историй о межвидовых отношениях — от «Макс, моя любовь» до «Тепла наших тел». Да и «Сумерки», если говорить честно, предлагают не самый стандартный взгляд на любовь.
Что на самом деле значит быть человеком? Что мы ищем в другом? И какую форму может обрести любовь, если не загонять ее в рамки стереотипов и предрассудков? У Элайзы Эспозито, немой уборщицы в секретной военной лаборатории в Балтиморе, есть свои ответы на эти вопросы: она встречает на работе человека-амфибию, которого выловили в Амазонке и подвергают жестоким исследованиям, и влюбляется в него. А как на них после просмотра фильма ответите вы?
10. «Один день» (Лоне Шерфиг, 2011)
Кадр из фильма «Один день»
Декстер и Эмма познакомились 18 июля 1988 года на выпускном вечере, планируя провести вместе ночь, но в итоге решили остаться друзьями. И остались — чтобы больше десяти лет идти разными путями, но раз в году пересекаться, «сверяя часы»: смог ли Декстер построить карьеру на телевидении, стала ли Эмма писательницей или все еще работает в закусочной? И, разумеется, счастливы ли они оба в личной жизни — ведь могли бы, если бы каждый раз не выбирали дружбу.
В 2024 году вышел сериал «Один день», основанный на экранизации 2011 года и оригинальном романе Дэвида Николлса, но я отдаю все лавры фильму — пускай в Энн Хэтэуэй и сложно увидеть серую мышку, на которую «парадоксально» засмотрелся главный герой (какие очки она бы ни примеряла). Поклонники сериала говорят, что хронометраж фильма не дает углубиться в сюжетные линии и показать подробностей отношений, развивавшихся годами — и это правда. Но тем самым он помогает поймать ощущение скоротечности времени и упущенных возможностей.
Какой ваш самый-самый фильм о любви? Делитесь в комментариях!