Идеалы гуманизма
Сухомлинский родился в 1918 году в Украинской ССР: в 17 лет он перебрался из родной деревни в город, где поступил в педагогический институт, а затем, получив образование, в 1938 году вернулся обратно, чтобы преподавать литературу и украинский язык в местной сельской школе. После войны Сухомлинский занял там пост директора — административную работу он совмещал с изучением педагогики и написанием детских книг.
С точки зрения педагога, образовательный процесс для детей должен строиться на гуманизме, а самих школьников должны окружать преподаватели-энтузиасты, готовые пробудить в них интерес не только к науке, но и ценностям — морали, нравственности, доброте. Помимо этого, важно воспитывать и эстетические чувства — внимание к красоте природы, музыки и не только. Лишь воспитывая свободу выбора и не прибегая к наказаниям, считал Сухомлинский, можно привить ребенку ощущение самоценности в мире.
О своих взглядах на педагогику, воспитание и в целом общение с детьми Василий Сухомлинский не раз говорил в своих книгах — «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю» и «Письма к сыну». Мы собрали несколько цитат из этих произведений, которые помогают понять, как правильно подойти к разговору с детьми и научить их тому, что сможет стать опорой в их взрослой жизни.
Цитаты Сухомлинского
«Идея делает человека мужественным и бесстрашным. Если бы каждый молодой человек, каждая девушка в нашей стране жили благородной, возвышенной идеей, если бы идея была у каждого стражем совести, — наше общество стало бы миром идеальной нравственной, духовной красоты».
«Я люблю свой педагогический труд как раз за то, что главное в нем — познание человека. Воспитывая, я прежде всего познаю человека, рассматриваю те многочисленные грани его души, в которых где-то таится то, что из человека выйдет, если к этим граням умело прикоснуться и отшлифовать их. Видение граней неисчерпаемой человеческой души — это и есть мастерство воспитания».
«Подлинная материнская и отцовская любовь своей духовной сердцевиной имеют то, чтобы сын, дочь, почувствовав уважение к самому себе, переживали стремление быть хорошими людьми».
«Вот передо мной ребенок, которому с трудом дается математика, нелегко ему изучить и грамматику, нет у него ярко выраженных ни математического, ни художественного мышления. Но что же у него есть? Есть, как и у каждого человека, неисчерпаемая душа с той не замеченной, не увиденной мною гранью задатка, в которой таится его счастье, его будущее, если воспитатель откроет и отшлифует эту грань. Он может стать талантливым механизатором, талантливым хлеборобом, талантливым столяром — сумей только открыть его единственную грань».
«Сделайте неприятное, раздражающее — смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива».
«Оптимизм, вера в человека — неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность — опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах. Доброжелательность, разумная доброта — вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей».
«Доброжелательность педагога выражается прежде всего в умении не допустить, чтобы ребенок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов».
«Воспитатель должен сделать все для того, чтобы воспитанник чувствовал себя активной силой, способной влиять на общественное развитие. Гражданские чувства — это самые высокие и благородные движения души, они возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость».
«Чем больше я познаю духовный мир человека — моего питомца, тем глубже убеждаюсь, что, как Афродита из пены морской, настоящий человек рождается там, где трудно, где земля орошена потом, где пережито высокое чувство победы над трудностями, которые казались непреодолимыми».
«Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания — это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».