Сопереживание, доброжелательность, альтруизм, эмпатия… Эти слова, описывающие заботу о ближнем, составляют часть нашего повседневного лексикона, однако сами качества явно в дефиците. Между тем философские и религиозные системы, не говоря уже о позитивной психологии, дружно проповедуют благожелательность к другим наравне с вниманием к самому себе. «Эти понятия востребованы как в личной, так и в общественной сфере, — отмечает психотерапевт Беатрис Миллетр. — Потребность в подобных чувствах свидетельствует о широком распространении страха перед миром, который стал непредсказуемым и жестоким по отношению к нам, и необходимости сопротивляться внешнему давлению, проявляя друг к другу все больше человечности».
Эти понятия пересекаются друг с другом, и порой их трудно различить, но они описывают не одно и то же. Психотерапевт подчеркивает, что следует различать благожелательность, состоящую в добром отношении к другим людям, сострадание, заставляющее нас ощущать страдания других и побуждающее помогать им, и, наконец, эмпатию — способность понимать мысли и чувства окружающих.
«Первые два, — уточняет психотерапевт, — это положительные черты характера, а вот эмпатия, вопреки распространенному мнению, не имеет отношения к морали и добродетели. Эмпатия — это способность воспринимать мысли и эмоциональное состояние другого человека. Ее можно использовать для многих целей, от бескорыстного сочувствия до манипуляции, в том числе и в качестве стратегии, в расчете на собственную выгоду. И тем не менее нельзя жить в гармонии с окружающими, будь то партнер, члены семьи или коллеги, не обладая в известной степени этой способностью».
- 1/40
- Я настоящая «эмоциональная губка».
- 2/40
- Мне обычно сложно выразить словами то, что я чувствую.
- 3/40
- Мои способности адаптироваться огромны.
- 4/40
- Мне часто говорят, что я умею слушать и понимать.