Врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, автор блога о психиатрии

На данный момент мне уже почти 18 лет, но мысли о суициде меня не покидают с 13. Отношения в семье всегда были натянутые, мать с отцом постоянно ругались, доходило до реальных побоищ с кровью, полицией и больницами. Насилие иногда применялось и в мою сторону, из-за этого я часто сбегала из дома, за что получала угрозы полицией от отца. При этом я постоянно защищала своих младших, брата и сестру, но, к сожалению, это не всегда удавалось.

С 2020 года все стало ухудшаться, ведь я стала осознавать, что конкретно происходит у нас в семье, я стала чувствовать вину за то, что не могу никак все исправить, и тогда случилась моя первая попытка суицида. К счастью или к сожалению, мой бухой отец остановил меня, а после начал бить, называя неблагодарной свиньей.

В 2021 году отец настолько сильно избил мать, что она отправилась в больницу и после месяца пребывания там наконец-то выгнала его из нашего дома. Он жил, где мог, а потом полностью переселился на нашу недостроенную дачу. Мы почти полностью перестали поддерживать с ним контакт, только изредка списывались насчет денег, которые он не платил. Мысли о суициде не покидали меня, и в 2021 была моя самая худшая попытка. Меня снова спасли. И упекли в психологический диспансер, в котором я мучилась от высокой температуры, после того как мне что-то вкололи.

И вот в 2024 году общение стало налаживаться, мы начали ездить к отцу на дачу, даже отметили его день рождение. Он все продолжал пить, кричал иногда на нас, но это было уже лучше чем-то, что происходило дома.

И вот я перешла в 11 класс, учебой завалило так, что дышать было невозможно, и связь снова потерялась. В начале ноября он записал голосовое, в котором сказал, что у него тяжелая болезнь и что он лежит в больнице. Никто из нас в это не поверил, он всегда обманывал, драматизировал. Но как оказалось, у него был рак. Он умер в середине ноября. После чего, мне жить еще больше перехотелось. Я по сей день виню себя в том, что даже ничего почти не ответила на его голосовые, что не позвонила. Я рыдаю каждую ночь, виня себя во всем.

После его смерти отношения с матерью стали натянутыми, еще хуже, чем были до этого. Спустя месяц после его ухода, она нашла себе другого мужчину, с которым сейчас развивает отношения, совершенно забыла про нас, теперь даже рутинные вопросы про дела в школе не задает. Она стала чаще срываться на меня из-за учебы, ведь после ноября я совершенно скатилась по оценкам, а я просто не могу ничем заниматься, кроме сна, у меня нет сил. Я так устала от всего.

Так же у меня проблемы с самоповреждением, мои кисти, предплечья и ляжки исполосованы ужасными шрамами, от которых уже никак уже не избавиться. Даже сейчас на них красуются новые красные полоски из засохшей крови. Говорить с друзьями я об этом не могу, после того как в прошлом некоторые шутили над моими попытками суицида.

Я больше не знаю что мне делать, я не вижу смысла в своем существовании. Хотя у меня есть близкие люди, дом, еда и интересы, но это такое все бессмысленное.

Что мне делать? Я подумываю над тем, чтобы сказать маме о том, что я не хочу жить, мне интересно, что она скажет, как отреагирует. Как вы считаете, стоит это делать?

Ксения, 17 лет

Здравствуйте, Ксения. Спасибо за то, что поделились своей историей.

Хотелось бы для начала рассказать вам, какую роль играют родители в самом начале пути ребенка. Мама должна привить девочке чувство красоты, показать безусловную любовь. Папа должен дать чувство безопасности, защиты. Он должен продемонстрировать то, как мальчики в жизни этой девочки будут относиться к ней в дальнейшем. А мама — как должна вести себя сама девочка.

У вас такие модели поведения, судя по вашему описанию, не сформировалась. Отношение ваших родителей к вам нельзя назвать хорошим. Ведь мама и папа должны участвовать в жизни ребенка, спрашивать о его увлечениях, самочувствии, интересоваться его жизнью.

То, как закончил жизнь ваш отец, это его выбор. И то, как он ее прожил, тоже. Мама параллельно продолжает устраивать свою жизнь. А вы, судя по письму, испытываете уже довольно серьезные проблемы с психическим здоровьем. Ваши воспоминания о госпитализации в психиатрическую больницу связаны с повышением температуры от лекарств, но не всегда госпитализация несет такой негативный характер.

На мой взгляд, стоит обратиться к специалисту государственной структуры, если есть затруднения в финансовой сфере, и попросить о помощи, по крайней мере медикаментозной — чтобы получить поддержку эмоциональную и биохимическую, чтобы привести себя в норму и постараться организовать свою дальнейшую жизнь. На первых порах — ради своих братьев или сестер, а дальше вы приобретете собственный смысл в жизни и узнаете, для чего она дана именно вам.

Говорить ли маме о том, что вы хотите совершить суицид… С какой целью? Вы хотите услышать от нее слова сожаления и поддержки в вашу сторону? А вы уверены, что так будет, если вы их не слышали всю свою жизнь? Попробуйте трезво и взросло проанализировать, действительно ли в вашей жизни сейчас есть такие взрослые, как отец и мать, которые могут вам помочь? Возможно, ответ будет отрицательным. Но есть специализированные службы, телефоны доверия, врачи диспансерного отделения психиатрических больниц, которые не всегда являются плохими людьми и смогут вам помочь.

Я желаю вам найти именно ту помощь, которая вам действительно нужна и, конечно же, здоровья!