«Я верила, что все будет хорошо»
«В марте 2017 года я узнала о своей первой беременности, — рассказывает Людмила. — С одной стороны, было страшно из-за неизвестности, с другой — я испытывала счастье от того, что скоро стану мамой. Беременность протекала без особых осложнений: один раз полежала в роддоме на сроке 28 недель с угрозой, но все быстро пришло в норму. Однако, проснувшись утром 17 ноября, я поняла, что что-то не так… Моя малышка не шевелилась.
В кабинете УЗИ я услышу страшные слова: «У плода нет сердцебиения». Я очень долго не могла смириться с потерей, с несправедливостью. Почему так? Почему именно я? За что мне это все? Я закрылась в себе, не подавала виду, что мне невыносимо больно. Шло время, мы с мужем обследовались, но причины смерти нашей девочки так и не нашли. Но ровно через год после случившегося я снова увижу две полоски на тесте!
Всю беременность меня будет бросать то в жар, то в холод от страха повторения ситуации. Но я скажу себе: «В этот раз все будет по-другому!» И так оно и случилось, по-другому: я снова мама!»
Перед планированием новой беременности важно провести работу над выявлением и разрушением этих убеждений и страхов
Действительно, после потери ребенка женщину часто одолевают мучительные вопросы: почему я? Что я сделала не так?
Основной лейтмотив большинства историй о потере ребенка, которыми делятся с нами подопечные благотворительного фонда «Свет в руках», — это чувство вины и связанные с ним невысказанные, а порой и неосознанные страхи.
Если их не проработать, они превратятся в устойчивые отрицательные убеждения. Часто именно эти убеждения становятся препятствием для планирования новой беременности. Вот самые распространенные из них.
- «Все повторится»;
- «Я не смогу родить здорового ребенка»;
- «Я заставлю страдать свою семью»;
- «Я умру»;
- «Я останусь в одиночестве»;
- «Я буду плохой матерью».
Перед планированием новой беременности важно провести работу над выявлением и разрушением этих убеждений и страхов, которые лежат в их основе. Лучше всего это делать при поддержке психолога.
«Жизнь разделяется на до и после»
«На шестнадцатой неделе беременности из-за внутриутробной инфекции я потеряла нашу дочку Вику, — делится своей историей Александра. — Это правда, когда говорят, что жизнь разделяется на до и после. Окружающее для тебя становится неважным. Ты погружаешься в свое горе и думаешь, что ему нет ни конца, ни края. Психологи, помощь фонда, антидепрессанты — я делала все для того, чтобы хотя бы немного восстановиться.
Когда я снова забеременела, переживала страх. И, к сожалению, не ощущала радости и полета — все время приходилось быть начеку. Знаете, что мне помогало? Вера. Я верила, что все будет хорошо. Я это чувствовала. Это трудно объяснить, но в первую беременность у меня было странное предчувствие, что будет не все гладко. А в этот раз я была уверена, несмотря ни на что: эта беременность будет со счастливым продолжением.
Еще очень важной поддержкой во время второй беременности для меня были мои близкие друзья и женщины, с которыми я познакомилась благодаря фонду «Свет в руках». Каждая из них пришла туда со своей историей потери. И все искренне радовались за меня, переживали за мою беременность. Надо ли говорить, что когда родилась моя Вера, все были бесконечно рады за нас? Эта мощная поддержка помогала мне в самые трудные моменты».
Материнство — это путь, и он у всех очень разный. И на этом пути не всегда можно заранее что-либо предсказать и предусмотреть
Долгое время в нашем обществе тема перинатальных потерь была табуированной. А если о проблеме не говорят — ее как будто и не существует. Информационный вакуум, отсутствие открытого разговора на тему потерь приводили к тому, что женщине, оказавшейся в такой ситуации, казалось, что это только с ней что-то не так, а значит, в том, что произошло, исключительно ее вина.
Сегодня отношение общества к опыту потерь начинает постепенно меняться. О проблеме выкидышей, замершей беременности, мертворождении заговорили в полный голос журналисты, общественные деятели, обычные люди. Свои личным драматическим опытом в этой сфере начинают публично делиться знаменитости.
Чего стоит всколыхнувшее общественность публичное признание Меган Маркл, герцогини Сассекской, о перенесенном выкидыше и последующее вскоре за этим заявление о новой беременности! Такие истории обладают огромным терапевтическим эффектом. Они дают возможность женщине, переживающей утрату, понять: она не одинока в своем горе. Потери — это часть жизни. Это то, что случается с многими.
Откровенные признания других женщин о перенесенных потерях примиряют нас с тем фактом, что не все в жизни можно контролировать, и побуждают принять это как данность. Оказывается, ни статус, ни деньги, ни известность не защищают от трагических случайностей и не дают никаких гарантий.
Материнство — это путь, и он у всех очень разный. И на этом пути не всегда можно заранее что-либо предсказать и предусмотреть. Истории потерь с позитивным продолжением и счастливым финалом помогают женщинам, переживающим утрату, вернуть себе ощущение безопасности и надежду.
Как понять, что вы готовы пробовать снова?
- Вы прожили потерю, дали себе время отгоревать, не торопили себя и не подавляли свои чувства и эмоции.
- Вы осознаете, что никто не даст вам гарантий благополучного исхода новой беременности. Ни врач, ни психолог, ни вы сами не сможете гарантировать, что такое больше никогда не повторится.
- Вы разделяете прошлую и будущую беременности: не ждете от ребенка, что он обязательно будет того же пола, не стремитесь заменить им потерянного малыша, не воспринимаете новую беременность как лекарство от боли потери.
- Вы знаете о своих страхах и готовы с ними работать.
- Вы с партнером оба готовы к новой попытке: у вас схожие позиции в вопросах беременности и родительства, вы свободно говорите друг с другом на эти темы.
Иногда для того, чтобы понять, готовы ли вы попробовать снова, достаточно прислушаться к себе, открыто обсудить ситуацию с партнером. Если у вас есть неразрешенные вопросы по любому из пунктов или вам пока сложно самостоятельно осознать собственные чувства, страхи и желания, связанные с возможностью новой беременности, стоит обратиться к психологу.
Об авторе
Александра Краус — трансперсональный психолог, основатель и директор благотворительного фонда помощи родителям в трудной жизненной ситуации «Свет в руках», многодетная мама.