Я педагог-предметник (иностранные языки). Мой стаж работы 23 года. В профессиональной деятельности мне приходилось работать с разными категориями учеников: со студентами вуза, с «трудными» подростками и воспитанниками детского дома.
В данное время я работаю с детьми-инвалидами (ДЦП). Стараюсь находить общий язык с каждым учеником, обязательно учитывая индивидуальные особенности. Общение с детьми по-прежнему доставляет мне большую радость и интерес…
Тем не менее моя главная проблема заключается в том, что примерно последние 10 лет мне все труднее дается работа с документами, составление и бесконечная корректировка образовательных программ в соответствии с постоянно меняющимися требованиями ФГОС.
Я считаю, что самая важная работа учителя происходит именно на уроке, в непосредственном общении с учеником. А бесконечное соответствие инструкциям, прописывание каждого своего шага в документах — это лишь бесполезная бюрократия, отнимающая у педагога время и силы.
Наверное, от этого и ощущение общей усталости, кажется, что руки опускаются. Недавно пришлось отказаться от классного руководства из-за большого количества документов и отчетов. Все кажется ненужной суетой. Скажите, что со мной не так? И как работать дальше?
Маргарита, 47 лет
Здравствуйте, Маргарита. Спасибо за ваш вопрос. Я думаю, вы озвучили боль многих наших педагогов и описали проблему образования, дело не в том, что с вами что-то не так.
Мне кажется, вы мастер своего дела. И хочется, чтобы таких включенных и любящих детей педагогов, как вы, становилось больше.
Я соглашусь с вами. Действительно здорово, когда педагог делает свое дело, а бумагами занимается тот, кто хорош в этом занятии. Но в нашей стране система образования устроена именно так. И если вы хотите в этой сфере продолжать работать, то выбирать, вероятно, не приходится.
Если бы это был ваш бизнес, то вы бы могли нанять сотрудника специально для неприятных для вас действий. В ином случае внутренняя борьба с правилами и рассуждения о том, что приходится выполнять ненужную работу, лишь еще больше лишают сил. Если вы примете то, что ваша работа устроена именно так, а не иначе, то, скорее всего, сил уже станет больше.
Ведь наш мозг — творец нашей реальности и настроения. Если нет желания открывать собственный бизнес или нет на это ресурса, то стоит поменять свое отношение к разным частям своей работы.
Представьте себе, что работа с бумагами — это просто цена того, что вы дальше работаете с детьми и делаете то, что вам нравится, постарайтесь выявить плюсы этого процесса. Также для того, чтобы избежать выгорания, старайтесь восстанавливаться и духовно, и физически. Следите за тем, чтобы в вашей жизни были радость и отдых.